Экономика. Оценка текущих событий (ОТС август – сентябрь 2009 г.)

Просмотров: 5280

30.09.2009 01:00

| Печать |

Предлагаем свою оценку результатов «титанической» работы руководителей страны в деле борьбы с кризисом и настоящего состояния экономики России, на основании материалов СМИ.

ПО МАТЕРИАЛАМ СМИ

 

«Хорошо тому живётся,

у кого одна нога.

И сапог не нужно много,

и порточина одна…».

Ёрническая частушка

 

 

Ежедневно из разных информационных источников мы получаем информацию о том, как президент и правительство борется с кризисом, что делает, какие меры предпринимает.

Предлагаем свою оценку результатов «титанической» работы руководителей страны в деле борьбы с кризисом и настоящего состояния экономики России, на основании материалов СМИ.

 

Газета «Газета» (от 2.09.09 г., «Жить станет лучше на 1,5%») сообщила о том, что Министерство экономического развития (МЭР) улучшило прогноз социально-экономического развития на 2010—2012 годы. Повысило прогнозы по росту ВВП, ценам на нефть, динамике промышленного производства, а также экспорту и инвестициям в основной капитал.

«Газета» сообщает, что у Минэкономразвития существует три варианта прогноза:

― умеренно-консервативный,

― консервативно-пессимистический,

― оптимистический, (предполагает благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру). Основным фактором, повлиявшим на уточнения в лучшую сторону, является цена на нефть. Она в 2009 году она составит $57 за баррель, а не $54, а в 2010-м$58, а не $55.

 

«В пессимистическом прогнозе заложены такие же цифры, в оптимистическом$68 в 2010 году, $74 — в 2011-м и $81 за баррель — в 2012-м. И хотя последний вариант больше соответствует большинству независимых прогнозов, есть риск, что цена на нефть резко провалится в конце 2009-го — начале 2010 года».

Замдиректора института "Центр развития" Государственного университета — Высшей школы экономики В. Миронов подсчитал, что "При среднегодовом экспорте нефти в 200 млн. тонн прирост выручки нефтяников составит $4,38 млрд., дополнительные доходы бюджета — $3,3 млрд., или около 100 млрд. рублей". Это 1,5% запланированных на сегодня доходов бюджета и 0,2—0,25% ВВП.

Однако до сих пор оценка падения ВВП в 2009 году, несмотря на повышение прогнозной цены на нефть, не изменилась. «Экономика упадёт в 2009 году на 8,5%, но в 2010 году вырастет на 1,6%, а не на 1%, как предполагалось ранее. Как пояснили в Минэкономразвития, до середины следующего года возможны паузы в росте, но начиная со второй половины 2010 года ожидается устойчивый подъём. На докризисный уровень российская экономика выйдет в 2012 году (по прежнему прогнозу, это произошло бы только в 2013 году)».

Пессимистический вариант предусматривает рост ВВП в 2010 году на 0,6— 0,7%. Это произойдёт в том случае, если продолжится сжатие кредитования и, соответственно, снизится уровень инвестиций. Однако и в базовом варианте выход инвестиций на докризисный уровень произойдёт только в 2013 году».

 

 

На заседании правительства 3.09.09 г. В. Путин заявил, что Россия не будет использовать полагающийся России в следующем году как члену МВФ льготный кредит на 8 млрд. долл.

Газета «МК» (от 4.09.09 г., «России не нужны 8 миллиардов») приводит интересный диалог председателя правительства В. Путина с министром финансов А. Кудриным по этому вопросу:

«А нужны нам они? — переспросил Путин.

Кудрин в ответ забубнил: “Резервы нам необходимы, чтобы сохранить платёжный баланс…” 

— Вы что, не слышали, что я вас спрашиваю? — нахмурился ВВП.

Кудрин засмущался, но продолжил бубнить: Россия имеет достаточные международные резервы, а также проводит необходимые антикризисные мероприятия…” 

Путин угрожающе закашлялся.

— Однако мы с ЦБ пришли к выводу, что необходимости в этих деньгах у нас сейчас нет, — поспешил перейти к конкретике Кудрин, уловив сигнал опасности. — Мы сейчас не в критической ситуации.

— Давайте договоримся: этими деньгами мы пользоваться не будем. Но и выступать в качестве доноров — тоже, — потребовал Путин. Кудрин, у которого, судя по его виду, отлегло от сердца, быстро затараторил, что помощь другим странам мы и так уже предоставляем — в частности, вложились в антикризисный фонд “ЕврАзЭС”. 

Путин удовлетворенно кивнул и добавил:

— Я ещё попросил бы в диалоге с руководством МВФ обратить внимание на поддержку наших партнеёров по СНГ». Напомним, что правительство России приняло решение дать в 2009 году Армении «на борьбу с кризисом» в кредит $500 млн. на 15 лет. В 2008 году подписано соглашение о предоставлении Белоруссии $2 млрд., Венесуэле на покупку нашего же вооружения $1 млрд. («АиФ» от 10.08.09 г., «Деньги не для своих?»)

 

Однако уже на встрече Министров финансов G20, проходившей в Лондоне 5-6 сентября, А Кудрин заявил, что Россия, скорее всего, не будет снижать уровень заимствований, запланированных на 2010 год, несмотря на планируемое увеличение доходов бюджета из-за уточнения прогноза по цене на нефть Urals до 58 долларов за баррель.

"Мы склоняемся к тому, чтобы займы сохранить в запланированном виде ― и внутренние и внешние", ― заявил Кудрин.

Согласно "Основным направлениям бюджетной политики на 2010-2012 годы", одобренным правительством в июле, объём государственного долга России вырастет с 10,5% ВВП в 2009 году, до 13,4% ВВП в 2010 году. При этом внешний долг возрастёт с 1,361 триллиона до 2,097 триллиона рублей, а внутреннийс 2,698 триллиона до 3,592 триллионов рублей (сайт мин.финансов РФ: http://www.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?id4=8064).

 

 

ПОЯСНЕНИЕ:

Когда правительство намеревается «Занять у МВФ», то это означает купить облигации фонда с целью диверсификации вложения своих международных резервов.

 

Диверсификация — (от лат. diversus — разный и fасеrе — делать) — распределение инвестируемых или ссужаемых денежных капиталов между различными объектами вложений с целью снижения риска возможных потерь капитала или доходов от него. Такую диверсификацию называют диверсификация кредитов. В области банковских операций принцип диверсификации проявляется в распределении ссудного капитала между большим числом клиентов. Простым объяснением этого термина может являться известная пословица «Не клади все яйца в одну корзину».

 

 

Радиостанция «Голос Америки» (4.09.09 г.), в материале «Почему Россия не будет покупать облигации МВФ» сообщила следующее.

«Китай подписал соглашение с Международным валютным фондом (МВФ) о покупке облигаций фонда на сумму до 50 млрд. долларов. Ранее Россия и Бразилия также выразили заинтересованность в диверсификации вложений своих международных резервов и готовность вложить в облигации МВФ по 10 млрд. долларов.

3-го сентября на заседании президиума правительства премьер Владимир Путин заявил, что Россия пока не будет пользоваться льготными ресурсами по программе Специальных прав заимствования (SDR) МВФ, поэтому воздержится от покупки облигаций фонда.

Идея увеличения средств МВФ была инициирована странами «Большой двадцатки» на апрельском саммите 2009 года. Вложения в облигации МВФ позволят расширить резервы фонда, предназначенные для стабилизации платёжного баланса стран-участниц, серьёзно пострадавших от мирового финансового кризиса.

Соглашение между МВФ и Китаем по покупке облигаций фонда является также первым сигналом того, что Китай намерен диверсифицировать свои сбережения, вкладывая их в более надёжные ценные бумаги международных организаций».

«У России очень сложные отношения с МВФ. Россия рассматривает настоящее расширение фондов МВФ как усиление западного влияние. Россия может вложить 10 млрд. долларов, но она ничего не получит взамен. Дивиденды будут получать правительства других стран. Россия не нуждается в деньгах МВФ. Российские резервы составляют примерно 400 млрд. долларов».

По оценке экономического эксперта М. Делягина Китай сейчас борется за глобальное влияние в мире: «Сейчас пришло время бороться за китайское влияние в МВФ. Для России эта тема не является актуальной потому, что за годы президентства Путина Россия практически утратила своё влияние в мире. Поэтому участие в финансировании МВФ не имеет для неё геостратегического значения».

Делягин считает, что в отличие от Китая у России есть очень длительный и негативный опыт взаимодействия с МВФ: «Так до дефолта 1998 года макроэкономическая политика Российской Федерации практически осуществлялась даже не по рецептам, а по прямым указаниям МФВ. Это было внешнее управление, которое привело к чудовищному разгулу коррупции, массового воровства в бюджете и, в конечном счёте, к финансовой и идеологической катастрофе 1998 года.

Я совершенно не снимаю вину с российских реформаторов, но нужно отметить, что они действовали по указаниям МВФ и опирались на его авторитет. Сегодня сотрудничество с МВФ – это чёрная метка для любого политика». «У Китая есть проблемы, но нет угрозы катастрофы, как в России. Российские международные резервы сократились, ― если убрать повторный счёт, – на четверть триллиона долларов. Частично мы восстановили их, но впереди у нас достаточно проблем, и отвлекать деньги на МВФ просто нерационально. Более того, мы хорошо понимаем, что мы никогда не получим от МВФ больше, чем мы вложим на приемлемых для нас условиях».

 

 

Газета «Газета» (от 4.09.09 г., «Самый мягкий техрегламент») Россия планирует занять в 2010 году на рынке $17,8 млрд. Ставки по рыночным займам для России ожидаются в диапазоне 7—9%. Льготные кредиты МВФ будут выдаваться на долгий срок под 1% годовых.

 

Возникает вопрос: «Почему правительство России в 2009 году по льготным условиям занимать деньги у МВФ не будет, а в 2010 по невыгодному курсу, в ущерб своей экономике займёт»? Нельзя поверить, что бы в богатейшей России невозможно обойтись без внешних заимствований. И это вопрос концепции управления, по которой живёт страна.

 

 

Что касается «поддержки партнёров по СНГ», то требование премьера Путина лоббировать интересы стран СНГ обоснованы экономическими интересами. Оказывается, «для Москвы поддержка интересов Киева и Минска имеет принципиальное значение. От получения кредитов МВФ зависит способность Украины и Белоруссии исправно платить за российский газ, что является обязательным условием стабильности транзита газа в страны ЕС «Независимая» (от 4.09.09 г., «Путин решил пока денег не брать»). По словам М. Делягина, у Москвы своеобразная политика как по отношению к странам-членам ЕврАзЭС, так и в целом к ближнему зарубежью: «Я вполне допускаю, что здесь присутствует не только официальная мотивация. Однако это положительный момент, что даже наше руководство начинает понимать, что если не противодействовать хаосу в этих странах, прежде всего в Центральной Азии, то это перекинется на Россию. Если там наступит финансовая катастрофа, то социально-этническая и криминальная катастрофа очень быстро наступит в России. Так что это не элемент глобальной политики – это элемент скорее самозащиты, правда, не очень эффективной, но всё же – мера» («Голос Америки» 4.09.09 г., «Почему Россия не будет покупать облигации МВФ»).

В тоже время МВФ безпокоит российская щедрость. Так «Газета» (от 10.08.09 г., «МВФ беспокоит российская щедрость») ‑ сообщает о том, что МВФ рекомендует российским властям стимулировать экономику менее форсировано. «Российским властям следует сократить антикризисную программу — к таким выводам пришла миссия Международного валютного фонда (МВФ), работавшая в Москве в начале лета. Фонд предлагает российскому правительству сокращать расходы и смягчать денежно-кредитную политику. В противном случае России обещают новый виток укрепления рубля и снижение конкурентоспособности предприятий.

Прежде всего директоров валютного фонда пугает размах антикризисных мер: в 2009 году на стимулирование экономики из российского бюджета планируется потратить 1,5 трлн рублей.

Впрочем, говоря об опасности укрепления рубля, в МВФ не выступают за его девальвацию. В частности, эксперты фонда рекомендовали ЦБ "с учётом всё ещё значительных международных резервов быть готовым поддержать рубль, если непредвиденные события приведут к дестабилизации ожиданий в отношении обменного курса".

Эксперты пока не видят фундаментальных причин для ослабления национальной валюты.

Но это только усугубляет бюджетные проблемы. Потому в своём сообщении МВФ призывает Россию уменьшить поддержку стратегических предприятий и расходы на оборону. Как считают авторы доклада, финансовые силы лучше бросить на временное увеличение социальной помощи потенциальным заёмщикам, а также на финансирование инфраструктурных проектов, одновременно совершенствуя процедуру госзакупок».

Таким образом, руководство МВФ продолжает вести непростую игру в отношении России. МВФ всё ещё является наиболее авторитетной международной финансовой организацией. МВФ, так же как и ФРС США, является инструментом проведения глобальной политики в руках «мировой финансовой мафии». Правительство РФ постоянно контактирует с МВФ и вынуждено прислушиваться к «рекомендациям» экономистов МВФ.

Обращаем внимание на то, что МВФ рекомендует правительству сокращать расходы, МВФ считает негативным явлением внутреннее укрепление рубля, но вместе с тем предостерегает от чрезмерного его ослабления и девальвации. Таким образом, можно сделать вывод, что «силам Запада» выгодно состояние «нестабильности» в экономики России. О том, как, для чего и кем создаются «нестабильности», мы писали неоднократно на страницах нашего сайта www.kpe.ru. Похоже, что в России «нестабильности» в экономике создаются через ЦБ РФ, Минэкономразвития и Минфин.

Кстати министр финансов А. Кудрин успешно справляется с задачей «поддержания нестабильности». У него, то один прогноз, то другой, то третий. Про таких как он в народе говорят: «У него семь пятниц на неделе…». Так в интервью агентству «Reuters» (14.09.09 г.) А. Кудрин заявил: "Главная проблема, когда идёт такая серьёзная подпитка от нефти, заключается в том, что реформы становятся вялыми и тормозятся. Ресурсное проклятие сказалось и на нас.

С точки зрения глубины падения на нас, конечно, повлиял перегрев российской экономики. Пузырь был создан в результате того, что мы не смогли аккумулировать ресурсы в результате высоких цен на нефть.

Думаю, что наша задача в условиях кризиса ― не допустить второй раз такого перегрева, обеспечить низкие ставки кредитования и "длинные" деньги, что станет фундаментальным фактором модернизации российской экономики.

После 8 лет роста расходов в чрезвычайно благоприятных условиях нам нужно было показать жёсткость, затянуть пояс, а самое главное ― не наращивать расходы, к чему мы очень привыкли".

 

Данное высказывание Кудрина наводит на определённые выводы: с одной стороны, оно является признанием в управленческой некомпетентности правительства в лице самого министра финансов, поскольку «главная проблема» ― это «подпитка от нефти». То есть, правительство так и не смогло вывести страну на «инновационный путь развития», снять экономику с «нефтяной иглы», о необходимости которого постоянно заявляло. Не смогло «аккумулировать ресурсы» от высоких цен на нефть, то есть фактически растратило государственные деньги.

С другой стороны заявление о необходимости «обеспечить низкие ставки кредитования», как «фундаментального фактора модернизации экономики» свидетельствует о том, что правительство проводит антикризисные меры с оглядкой на Запад. Безусловно, снижение ставки рефинансирования ― это положительный момент, однако возникает вопрос: «Где вы были раньше, мистер Кудрин?», «О чём думали?», «Чьей команды ждали?».

 

Сравните: ФРС в США держит ставку рефинансирования на уровне 0,25%, в Европе ставка ЕЦБ равна 1%, а в России10,50%!

Каково?!

 

 

Телеканал «Вести» (05.09.09., «Кудрин: ВВП продолжит расти в сентябре») приводит высказывания министра финансов А. Кудрина в Лондоне: «"Если считать помесячно в годовом выражении, то уже будет рост. После третьего квартала можно будет сказать, что Россия вышла из рецессии".

Тем не менее, по мнению министра, в этом году падение ВВП по-прежнему останется значительным и составит 8,5% ВВП. "Мы идём в рамках сценария 8,5% снижения ВВП в 2009 году", ― считает Кудрин. Он также сказал, что в августе наблюдался рост российской экономики, однако пока точных цифр, очищенных от влияния сезонных факторов, нет».

 

 

Газета «Независимая» (от 8.09.2009 г., «Два Послания к политической элите») сообщила: «Источник, близкий к партии власти, рассказал «НГ»: если в экономике не случится ничего экстраординарного, глава российского правительства планирует объявить о том, что кризис преодолён. Ожидавшегося второго удара по банкам и обвала национальной валюты не будет». Намёки на то, что «кризис преодолён», можно было увидеть и во встрече министра экономического развития Э. Набиуллиной с председателем правительства В. Путиным 7 сентября 2009 года.

14 сентября 2009 года газета «Независимая» («МВФ предупреждает о продолжении мировой рецессии») сообщает: расчёты российских властей, в том что оживление ведущих экономик мира, Франции и Германии, является началом устойчивого роста, могут оказаться безосновательными. Так директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан 5 сентября заявил: «Мы видим третью волну кризиса, связанную с повышением уровня безработицы. Встаньте на место рабочих, которые потеряют работу в ближайшие месяцы, – для них кризис не миновал, он ещё остаётся впереди», а 12 сентября выступил с предупреждением о том, что экономический кризис продолжается: «Глобальный экономический кризис будет продолжаться, даже если Германия и Франция улучшат показатели во втором квартале». По его мнению, антикризисных мер, уже предпринятых правительствами ведущих стран мира, недостаточно.

А газета «Независимая» (от 16.09.09 г., «Россия победила кризис») сообщает, что оптимистичные заявления Алексея Кудрина о скором выходе страны из рецессии расходятся с реальностью: «Годовщину мирового кризиса российские власти отметили рядом заявлений, судя по которым отечественную экономику, несмотря на очевидные потери, ждёт скорое восстановление. Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин заявил о том, что в третьем квартале этого года страну ждёт выход из рецессии: «”У нас уже нет никаких сомнений в том, что третий квартал станет кварталом полноценного выхода страны из рецессии”».

Однако Президент Д. Медведев 15 сентября с.г., в ходе заседания дискуссионного клуба «Валдай» отметил, что «российское руководство недооценило масштабы кризиса»: «В этом году ВВП страны снизится на 8,5%. Мы просчитали – глубина падения значительно более серьёзная – ВВП в этом году снизится на 8,5%, хотя мы ориентировались на цифру 1–2%, у нас крайне тяжёлая структура экономики».

 

«Наметившийся рост» и «восстановление экономики», о котором заявили чиновники, по мнению экспертов, стали возможны благодаря «календарному фактору»: В июле было 23 рабочих дня, а в июне – 21. Так директор департамента стратегического анализа компании ФБК И. Николаев заявляет: «Если мы учтём этот календарный фактор, то июльский рост промышленности из плюса в 4,7% превращается в минус. К отмеченному росту ВВП в июле по сравнению с июнем на 0,5% вообще нельзя относиться слишком серьёзно. Это всего лишь оценочные данные Минэкономразвития, тогда как Росстат месячные показатели ВВП вообще не считает. Да и в мировой статистике сравнение месячной динамики ВВП не практикуется – рассчитываются только годовые и квартальные данные».

 

Между тем, заявления правительства о скорейшем выводе России из кризиса, признавая при этом сохранение негативных показателей в экономике, а это подтверждает глава Минэкономразвития Э. Набиуллина, сообщая о параметрах инфляции: «Мы можем уложиться в рамки 11,6―12%», ранее правительство планировало уровень в 9―10% («Независимая» от 8.09.09 г.), вызывают удивление и недоумение, поскольку анализ произходящих событий показывает, что до выхода из кризиса ещё очень далеко. О причинах наблюдаемого «роста» газета «Коммерсантъ» (от 14.08.09 г., «Промышленность растёт без роста») сообщает следующее: «В июле 2009 года, согласно опубликованным данным Росстата, цены производителей выросли на 1,8% после роста на 2,2% в июне. Эксперты не видят в продолжающемся росте признаков восстановления спроса в экономике и объясняют его главным образом влиянием мировых цен на нефть». По мнению экспертов «вторая волна» кризиса Россию ждёт осенью и зимой 2009-го года, а «третья волна» ― осенью 2010 года, в ходе которой международные резервы РФ могут сократиться до критически низкого уровня ― 100-110 млрд. долларов. «Приближение международных резервов к этому уровню делает практически неизбежным атаку глобальных спекулятивных капиталов, полностью размывающую международные резервы» (е/к «Однако», от 14.09.09 г., «Кризис в России: вход и выход»). И эта ситуация может подвести страну к дальнейшей девальвации рубля и дефолту.

 

 

Газета «Версия» (от 10.08.09 г., «Говорят, что рубль девальвируют») сообщает: «Угроза девальвации рубля становится всё более реальной. С учётом дыры в бюджете на будущий год в 3,2 млрд. снижение курса рубля может стать радикальным способом решения проблем. Сокращение расходов, судя по всему, даже не обсуждается, а увеличение налогов грозит серьёзным понижением авторитета власти. А чтобы ликвидировать дыру в бюджете, достаточно уронить курс до уровня 46 рублей за доллар. С подобным предложением выступил глава Ассоциации региональных банков России А. Аксаков. «Чтобы помочь промышленности, нужна, на мой взгляд, кардинальная мера, надо резко, на 30-40%, девальвировать рубль», — полагает Аксаков. Помимо промышленности от девальвации выиграет и банковское лобби, таким образом избавившись от проблемных долгов. Правда, небольшие кредитные учреждения столь резкого снижения курса рубля могут и не выдержать. По утверждению Аксакова, выиграет от девальвации и население. Но это утверждение более чем спорно: для россиян ослабление рубля будет означать снижение реальной заработной платы, при этом инфляция возрастёт. А дальнейшее развитие событий может пойти по сценарию августа 1998 года».

 

 

Газета «Аргументы неделi» (от 13.08.09 г., «Рубль стремительно слабеет») приводит информацию касающуюся возможности резкой девальвации рубля.

Согласно плану Минфина, в 2010 году в казне возникнет громадная «дыра», которая расползется до 3,2 трлн. рублей. Нижеприведённые цифры характеризуют размер дефицита. Так он существенно превышает госдотации Пенсионному фонду (1,88 трлн. руб.) и сопоставим с расходами страны на оборону (3,6 трлн. руб.). В целом же ― это 7,5% ВВП, или третья часть всех трат бюджета. Правительство решило, что этот дефицит будет покрыт средствами из Резервного фонда.

Получается ― вместо того чтобы включить режим экономии, государство транжирит накопления, которые предназначались будущим поколениям? Оказывается на деле всё не так просто. Перед правительством стоял выбор:

можно урезать расходы, но благодаря этому в 2010-м году получить сильный спад в экономике. Но для очень многих отраслей государственные вливания остались практически единственным источником живых денег. То есть, обрезав бюджет, государство оставит и предприятия, и их работников без средств к существованию. По расчётам экспертов, если сократить «бюджетную дыру» с 3,2 до 1,2 трлн. руб., то спад ВВП превысит 5%, но при этом придётся рубануть половину расходов по всем «незащищенным» статьям бюджета. Это значит, что государство сохранит траты на оборону и социалку, но откажется от инвестиций в развитие экономики. Поэтому «правительство выбрало меньшее из зол. Хотя и при этом ― щадящем ― сценарии населению придётся не слишком сладко. Прежде всего, нас ждёт высокая инфляция ― на уровне 12-15%. Заодно придётся смириться с падением доходов.

Резервный фонд, которым заткнут дефицит, вовсе не относится к неисчерпаемым ресурсам. Так или иначе, Резервный фонд обмелеет. А что потом? Вот тут и возникают несколько вариантов покрытия дефицита у правительства.

 

Во-первых, впервые за долгие годы можно занять деньги за рубежом. Но это будет проблематично: чтобы сократить дыру хотя бы до 1 трлн. руб., потребуются 55-60 млрд. долларов. Чтобы быстро собрать такую сумму, придётся разместить государственные облигации. А с этим могут возникнуть большие проблемы: аналитики объясняют, что в условиях финансового кризиса разместить российские гособлигации на 60 млрд. долл. будет очень трудно, а вдобавок ― заём выйдет непомерно дорогим.

 

Во-вторых, не помешало бы повысить налоги. Собственно, процесс уже пошёл: в частности, государство хочет резко увеличить акцизы на пиво и сигареты. Но оказалось, что и на них много не заработаешь. «АН» изучили докладную записку Минфина, подготовленную к недавнему заседанию правительства, на котором презентовали проект бюджета-2010. Выяснилось, что даже новый сбор на пиво принесёт в казну лишь 63,8 млрд. рублей. А этого, мягко говоря, недостаточно, чтобы покрыть дыру в три триллиона...

 

В-третьих... вот тут и возникает сакраментальная тема девальвации рубля. Чтобы понять, насколько шатко положение национальной валюты, достаточно привести простые и понятные факты. Итак: сейчас Центробанк аккумулировал на своих счетах 6,4 трлн. руб. государственных денег. Значительную часть этих средств банк держит в иностранной валюте, по нынешнему курсу выходит более 206 млрд. долларов. Значит, чтобы по мановению ока «найти» недостающие в бюджете 3,2 трлн. руб., нужно обрушить курс до 46 руб. за доллар.

 

Насколько вероятен такой сценарий? Эксперты намекают, что на обрушении рубля давно настаивает промышленное лобби. Благодаря этому экспортно ориентированные предприятия смогут сильно сэкономить на зарплатах и прочих издержках. Падение рубля будет на руку и крупным банкам, поскольку у них есть простой и надёжный способ заработать на этом. Дело в том, что 30 банков, которые допущены к получению бюджетных денег от Центробанка, смогут заранее накупить валюты на занятые у государства рубли. А потом ― рассчитаются с государством и вдобавок получат огромную прибыль.

Резкое обрушение рубля решает и множество других макроэкономических проблем. Например, наконец начнётся долгожданное импортозамещение. В проигрыше же окажется одно только население. В стране начнётся новый виток инфляции, рухнут реальные зарплаты, а тем, кто набрал валютных кредитов, можно будет только посочувствовать. У правительства уж очень велико искушение девальвировать рубль. При виде такой сладкой «бюджетной морковки» о населении могут просто забыть».

 

 

Газета «МК» (от 3.09.09 г., «Уж небо кризисом дышало») подтверждает вышесказанное следующей информацией: осенью, после окончания сезонных работ, Россия получит впечатляющий “урожай” безработных…, опрос руководства предприятий показал, что 45% компаний собираются избавляться от “лишней” рабочей силы.

По итогам 2009-го года число официально зарегистрированных безработных в России приблизиться к 3 млн., а общее количество безработных достигнет 10 млн. человек (сейчас — 6,3 млн.). Это и будет “третьей волной сокращений”.

«Падение доходов населения, остановка производства и рост безработицы создают третью волну кризиса, которая идёт вслед за финансовым и экономическим стрессами.

Представление о безрадостной картине третьей волны кризиса даёт информация Росстата о реальном положении дел в российских регионах. За первое полугодие 2009 года промышленное производство упало более чем на четверть почти в 12 промышленно-развитых регионах, в частности в Орловской, Нижегородской, Ульяновской, Новгородской, Самарской, Костромской, Челябинской, Вологодской, Свердловской и Липецкой областях, а также в Москве» («НГ» от 14.09.09 г., «Третью волну кризиса поднимает растущая безработица»).

Уровень безработицы составит не менее 10% от экономически активного населения. А возможно, дойдёт и до 12%. «Пикалёво у нас будет неоднократно». И «звоночки» об этом уже звенят, это подтверждает «НГ» (от 8.09.09 г., «Горняки грозят властям очередным Пикалёво») и газета «Версия» (от 10.08.09 г., «Спасите наши души!»), сообщающая о том, что «жители Кирово-Чепецка стали заложниками нерадивого управления химкомбинатом». Газета «Независимая» (от 11.09.09 г., «Население требует национализации "Уралхима"») сообщила о том, что «жители города Кирово-Чепецка потребовали у президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина национализировать Кирово-Чепецкий химзавод». А газета «Аргументы неделi» (от 24.09.09 г., «А город подумал: учения идут») приводит обширную статью, в которой сообщает, что «Компания «Уралхим» держит в страхе население Кирово-Чепецка». Эксперты сравнивают ситуацию в Кирово-Чепецке с ситуацией в Пикалёво. При разрешении ситуации в Пикалёво, премьер Путин использовал так называемое «ручное управление», то есть непосредственный разбор ситуации на месте и принятие решения. Для того чтобы хоть как то изменить ситуацию, президент Д. Медведев «выдал губернаторам рецепт борьбы с безработицей и задержками зарплат» («Газета» от 3.09.09 г., «Предприятиям грозит ручное управление»). Однако газета «АиФ» (от 19.08.09 г., «А если обувать только одну ногу?..») сообщает следующее: «режим ручного управления лишь подчёркивает изъяны сложившегося в стране бюрократического капитализма.

Главным «бенефициантом» (Бенефициант — работник театра, в пользу которого устраивается бенефис. ―Толковый словарь Ушакова) этой системы является чиновничья элита. Научившись извлекать финансовую выгоду из административного ресурса, обложив страну коррупционной данью, она менее всего пострадала от кризиса. Верхушка финансово-бюрократической элиты даже наварила на падении курса рубля и на валютных спекуляциях. Та же часть элиты, у которой в кризис прохудились карманы, пользуясь старыми связями, штопает дыры за счёт бюджета, то есть за счёт налогоплательщиков. Спаянная круговой порукой, эта элита не хочет никаких перемен. Облизывая президента и премьера, клянясь в политической верности, она на самом деле выстроила вокруг Кремля и Белого дома огромную ватную стену, в которой вязнут все идеи модернизации. Эта же стена глушит и идущие от общества сигналы беды». Именно по этому жители Кирово-Чепецка решили обратиться напрямую к руководителям страны.


К концу года государство может получить целый ряд подобных локальных возмущений, они могут быть «подогреты» увеличением тарифов на электричество, в следствии аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и другими «негативными явлениями» ― «эксперты прогнозируют, что зимой в ряде районов региона могут возникнуть ощутимые проблемы с дефицитом электроэнергии» («НГ» от 8.09.09г., «Катастрофический энергодефицит»), «катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС приведёт к резкому повышению цен на электроэнергию в 2010 году» («Газета» от 2.09.09 г, «Тарифы на свет аварийно растут»). К тому же, как сообщила газета «Версия» (от 7.09.09 г., «Ядерный полураспад»): «Ждать катастрофы на одной из российских атомных электростанций осталось недолго. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС застала врасплох и российских энергетиков, и тех, кто планировал государственный бюджет текущего года. Устранение последствий катастрофы обойдётся казне в 40 млрд. рублей. Впрочем, реально истратить на энергетику придётся в десятки раз больше. Всё дело в том, что вслед за «РусГидро», восстанавливающим разрушенную СШГЭС, в очередь за государственными миллиардами готовы выстроиться и ядерщики. Просто многие наши АЭС давно требуют ремонта разной степени серьёзности, и здесь сэкономить уже не удастся. После аварии на Саянке ядерщикам дешевле поверить и профинансировать профилактику станций... Между тем тревожные звонки уже прозвенели сразу на нескольких российских АЭС…».

Именно локальные конфликты и катастрофы могут ускорить кризис власти “наверху”. Другими словами «ситуация идёт в разнос» и чтобы правительству удержать её под контролем, в настоящее время увеличивается количество личного состава подразделений спец.назначения МВД, ФСБ и МЧС, и единиц спец.техники, которые регулярно участвуют в учениях «по предотвращению массовых беспорядков». К тому же «разрядить обстановку должны 43 млрд. руб. из федерального бюджета на снижение напряжённости на рынке труда. Но кардинально ситуацию не смогут переломить ни общественные работы, ни переобучение, ни тем более провалившийся переезд безработных в другие регионы для трудоустройства».

 

 

В этом смысле уместно вспомнить о позитивной идее выделения государством участка земли (не менее 1 га) каждой желающей семье в пожизненное пользование для создания на нём Родового Поместья. Эту идею первой из политических партий открыто поддержала КПЕ в 2003 году. Это отразилось и в Программе партии. Вдохновителями же этой идеи выступает общественное движение «анастасиевцев», к тому же в 2005 году её поддержал первый вице-премьер Д.А. Медведев. Реализация идеи Родовых Поместий позволила бы снять напряжённость как на рынке труда, так и во многих сферах жизнедеятельности общества с наименьшими затратами, помогла бы решить проблему трудоустройства во многих регионах России.

«МК» (от 3.09.09 г., «Уж небо кризисом дышало») сообщает следующую статистику: «В июле розница обвалилась на 8,2%, в том числе непродовольственная — на 11,6%. Такого не было со времён дефолта 1998 года. За январь—июль ярмарки и рынки улучшили оборот на 2,4%, а магазины потеряли 24%. По прогнозу американского агентства Bloomberg, к концу года с российского рынка уйдут 14 тыс. из 42 тыс. розничных продавцов одежды. Как выяснили эксперты, 29% из нас ждут ухудшения своего материального положения в течение этого года. 58% во втором квартале уже заявили социологам, что финансы стали петь романсы. Реальные доходы населения, по данным Росстата, с начала года упали на 5,6%, зарплаты — на 5,8%.

Если мировые цены на нефть упадут ниже заложенных в бюджет $41 за баррель, России грозит девальвация. Инвесторы начнут в панике выводить капиталы, а казна потеряет возможность удержать национальную валюту. Те, кто хотел дорогого доллара, обрадуются. Но у российского бизнеса — большой внешний валютный долг. После девальвации он вырастет, так что положение компаний ухудшится — под угрозой неплатежей окажутся не только западные, но и российские кредиторы. В таком случае банкам придётся зубами выгрызать свои деньги у должников, пока собственник окончательно не вывел средства из агонизирующей фирмы». К тому же «ведомство Алексея Кудрина планирует увеличить налоговые ставки на автомобильный бензин с октановым числом до 80 включительно до 2923 руб. за одну тонну, с иным октановым числом — до 3992 руб. за тонну, на дизельное топливо — до 1188 руб. за тонну. Акцизы на нефтепродукты в 2011 году тоже в основном предлагается увеличить на 10% по сравнению с ранее утверждёнными ставками».

Кроме того, в сравнении с показателями зарплат стран Евросоюза Россия находится на последнем месте. «Независимая» (от 7.08.09 г., «Таких зарплат нет ни у кого в Европе») приводит следующую статистику: «Самая высокая минимальная заработная плата (без вычетов) среди стран Евросоюза установлена в Люксембурге (1642 евро), Ирландии (1462) и Бельгии (1387). А самый низкий уровень минимальной зарплаты в ЕС зафиксирован в Болгарии (123 евро) и Румынии (153), Латвии (232), Литве (254), Венгрии (270), Эстонии (278) и Польше (281). В стране-кандидате Турции минимальная заработная плата установлена на уровне 319 евро.

На фоне минимальных зарплат в России минимальные заработки даже в самых бедных стран Европы выглядят вполне солидными. Сейчас официальная минимальная зарплата (МРОТ) в нашей стране соответствует 97 евро. С 1-го января 2009 года МРОТ в России был увеличен с 2300 руб. до 4330 руб. в месяц, что соответствовало в начале года 104,5 евро». К слову будет сказано, что по данным газеты «Газета» (от 12.03.09 г.) «Россияне вывезли из России на $17,5 млрд. больше, чем ввезли». «Газета» сообщает: «За 2008 год россияне вывезли из страны на $17,5 млрд. больше, чем ввезли. Отток средств вырос на $6,5 млрд. по сравнению с 2007 годом. Приток же денег от физических лиц вырос намного скромнее — всего на $0,6 млрд. Об этом свидетельствуют официальные материалы Центробанка. Статистика ЦБ составлена по материалам безналичных переводов физических лиц, а также системы денежных переводов и Почты России. Физические лица в 2008 году перевели за рубеж $25,6 млрд. Поступления в страну за год выросли лишь с $7,5 млрд. до $8,1 млрд. Самыми популярными направлениями перевода средств россиянами стали Швейцария, США и Япония. В Россию же средства поступают в основном из Швейцарии, США и с Кипра, а также из Великобритании и Германии».

 

 

Однако правительство России не сидит «сложа руки», а как было показано в начале данного обзора «что-то предпринимает», «что-то делает» для «улучшения ситуации» и «скорейшего выхода России из рецессии» реализуя «антикризисный план».

Вот и 16 сентября на выступлении в Госдуме, первый вице-премьер И. Шувалов заверил депутатов, что правительство, несмотря на сопутствующие трудности, продолжает реализацию своей антикризисной программы. А председатель ЦБ РФ С. Игнатьев отчитался о понижении ставки рефинансирования всего на 0,25% (с 10,75% до 10,50%). Напомним, что ранее ЦБ уже понижал ставку рефинансирования с 13% до 10,75% в соответствии с планами правительства довести проценты по кредитам в банках до уровня 14% годовых («Газета» от 10.08.09 г., «ЦБ замедлил темп снижения ставки рефинансирования»; «МК» от 12.08.09 г, «Нам плюнули…») ― это при 1% в Европе и 0,25% в США! Действительно, крутая мера чтобы побороть кризис!

Кстати саму возможность понижения ставки рефинансирования (с 10,75% до 10,50%), руководство ЦБ РФ мотивирует тем, что инфляция в России за последние месяцы понижается якобы сама, «опасности для банков нет» и поэтому ставку можно понизить. Между тем уже хорошо известно, что размер инфляции напрямую зависит от величины ставки рефинансирования, но никак не наоборот. Заявляя о первичности инфляции по отношению к ставке рефинансирования, руководство ЦБ РФ всем морочит голову, убеждая всех вокруг в том, что «Ветер дует, потому что деревья качаются…».

 

 

Более того, газета «Независимая» (от 18.09.09 г., «Курс рубля установят сырьевые экспортёры») и «Газета» (от 18.09.09 г., «Для рубля еще не налили воды») сообщили о том, что ЦБ до 2012 года не намерен отказываться от использования коридора стоимости бивалютной корзины. Об этом говорится в проекте основных направлений денежно-кредитной политики на 2010—2012 годы. Таким образом, ЦБ не пустит рубль в «свободное плавание». И только к 2012 году «завершить создание условий» для перехода рубля к «свободному плаванью», то есть свободному обмену в мире. Эксперты считают, что "для этого необходимо переустроить экономику, отказаться от сырьевой модели".

«В начале текущей недели первый зампред Банка России Алексей Улюкаев говорил, что ЦБ практически перевёл рубль в свободное плавание и может в перспективе даже отказаться от использования коридора стоимости бивалютной корзины.

Между тем в основных направлениях денежно-кредитной политики указывается, что в 2010— 2012 годах ЦБ только предполагает завершить создание условий для применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля. В долгосрочной перспективе изменение курса рубля будет определяться балансом внешнеторговых операций и динамикой трансграничных потоков капитала. А в среднесрочной — конъюнктурой рынка энергоносителей». «Динамика обменного курса рубля будет определяться главным образом действием фундаментальных макроэкономических факторов». То есть ЦБ попросту отказывается от политики прогнозируемого курса и резко сократит усилия по стабилизации рубля, что приведёт к скачкам курса, нестабильности в экономике. Эксперты считают, что политика непредсказуемого рубля может иметь много негативных последствий. «Плавающий курс рубля выгоден прежде всего предприятиям, которые ориентированы на зарубежный рынок, – это экспортёры сырья и металлургической продукции. Экспортёры станут диктовать свои условия на валютном рынке, что установит курс национальной валюты совсем не на том уровне, который запланирован сторонниками плавающего курса». Для внутренних и внешних инвесторов вложения в российский рубль не будут столь привлекательными, как при стабильном курсе. «Поэтому неизбежен будет очередной отток капитала из страны. При этом импорт опять станет слишком дорогим. Одновременно же с импортом поднимутся цены и на российскую продукцию. Фактически плавающий курс означает передачу усилий по экономическому развитию страны от государства в частную сферу».

 

Вот что готовит России руководство ЦБ!

 

Кстати «Независимая» сообщает: «Несмотря на официальный переход ЦБ к политике непредсказуемого рубля, иностранные экономисты готовы предсказывать курс российской валюты по отношению к доллару. 17 сентября Banc of America Securities – Merrill Lynch опубликовал новый отчёт, посвящённый прогнозу курса валют на ближайший год. По мнению экспертов банка, курс рубля к доллару опустится до 29,44 руб. в начале 2010 года и достигнет 26,64 руб. к концу 2010 года». Такое положение можно разценивать как управление курсом рубля напрямую с Запада.


 


 


Приведённая выше информация заставляет задуматься над вопросами: «В чьих интересах ведёт политику руководство ЦБ России?», «В интересах ли России?».

 

Предлагаем каждому самостоятельно подумать над ответами.

 

 

Телеканал «Россия» (1.09.09 г.) показал документальный фильм журналиста А. Мамонтова «Золото». Основной идеей фильма стала мысль о возвращении экономики к золотому стандарту обезпечения. Но ведь ещё 15 августа 1971 года президент США Ричард Никсон, выступая по телевидению, объявил о полной отмене золотого обеспечения доллара. Тем не менее, авторы фильма считают, что сделать рубль конвертируемым может только (!) обезпечение его золотом. В фильме открыто говорится, что доллар США ― это ничем необезпеченная «зелёная бумага», которую практически безконтрольно печатает ФРС США. Кстати это подтверждает высказывание главы ФРС Бена Бернанке, приведённое агентством «РБК» ещё в марте 2009 года: «В защиту нынешней политики ФРС Б. Бернанке сказал, что Федеральный резерв вынужден “печатать деньги”, поскольку “экономика очень слаба, а инфляция очень низка”» («РБК», от 16.04.09 г.). На эту же тему в газете «Версия» (от 14.09.09 г.) приведена публикация «Тройский стандарт. Заменит ли золото в международных расчётах доллар». В ней автор рассматривает три версии:

Первая ― Золотой стандарт будет введён;

Вторая ― Доллар останется единственной резервной валютой;

Третья ― Будет найден новый стандарт.

Однако интересно то, что в отличие от «Версии», А. Мамонтов в своём фильме впервые на ЦТ озвучил идею обезпечения российского рубля энергоносителями (электричеством, нефтью, газом и т.п.), хоть и была эта мысль высказана вскользь, без акцента ― тем не менее, это очень серьёзный момент.

 

Возможное обрушение «мировой валюты» доллара США безпокоит многих экономистов, поскольку если это произойдёт, то повлечёт за собой девальвацию многих региональных валют во всём мире. Именно по этому Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) опубликовала отчёт, в котором высказались за замену доллара всеобщей валютой. В отчёте предлагается осуществить самый большой пересмотр мировой денежной системы со времён Второй мировой войны, об этом сообщила газета «Газета» (от 9.09.09 г., «ООН хочет заменить доллар новой всеобщей валютой»). Напомним, что руководители России и Китая уже предлагали использовать вместо доллара другую валюту в качестве резервной.

Идею замены доллара другой резервной валютой также высказало руководство Японии, об этом сообщила «Независимая газета» (от 18.09.09 г., «Япония объявила войну доллару»).

 

 

Мы неоднократно писали о том, что «золотой стандарт» в условиях завершающегося процесса глобализации не работоспособен и не сможет «твёрдо обезпечить», ни рубль, ни любую другую региональную валюту.

Единственно возможным в этой ситуации является утверждение в качестве инварианта прейскуранта киловатт часа электроэнергии, либо эквивалентного ему по величине энергоносителя (нефть, газ и т.д.). И именно киловатт час электроэнергии способен обезпечить твёрдость и конвертируемость российского рубля, потому что только в России находятся сегодня самые большие запасы газа, нефти, угля, электричества. В этом случае российский рубль получит название ― «Энергорубль» и станет твёрдо-конвертируемой валютой. Об этом чётко и недвусмысленно сказано в КОБ и «Тайнах управления человечеством» К.П. Петрова.

 

 

 

Выводы:

 

 

Вся вышеприведённая информация хорошо показывает, что ситуация в российской экономике меняется только в худшую сторону. Более того, говорить о выходе российской экономики из кризиса сегодня преждевременно, поскольку ни в экономике, ни в социальной сфере или любой другой сфере жизни общества позитивных сдвигов и улучшения не наблюдается. Инфляция растёт, цены на товары и услуги ― растут; в демографии катастрофа ― умирает больше, чем рождается; «за-реформированная» армия продолжает разлагаться, в образовании тоже нет положительных сдвигов; технологии и оборудование устарели и не обновляются, что приводит к техногенным катастрофам в быту и промышленности и так далее. Можно ещё долго перечислять все частные проблемы, которые существуют в России.

Для выхода России из системного кризиса нужен не только план, стратегия выхода, но и нужны управленцы-профессионалы, которые смогут грамотно реализовать эту стратегию. Многие неудачи правительства наталкивают на мысль об управленческой компетентности некоторых министров (А. Кудрина, Э. Набиуллиной, А. Фурсенко, А. Сердюкова).

 

Еженедельник «Однако» (от 14.09.09 г., «Кризис в России: вход и выход») приводит статью на тему кризиса. Её автор экономист (д.э.н.) М. Делягин делает следующий вывод: «Острый системный кризис требует решительных действий лидеров страны и тем самым даёт России шанс через преодоление либеральных догм и проведение разумной социально-экономической политики, соответствующей тяжести ситуации, выйти на траекторию модернизации. Если же руководство окажется недостаточно ответственным или компетентным, мы в отличие от прошлых системных кризисов не отделаемся территориальными потеряминас ждёт исчезновение с лица земли российской цивилизации как таковой. Принципиально важно, что выбор между двумя сценариями, как это бывает в условиях кризиса, будет определяться в первую очередь волей и усилиями самого российского общества, на отвыкшие плечи которого вновь ляжет тяжесть исторической ответственности за своё будущее. Именно поэтому готовиться к ждущему нас после обвальной девальвации, то есть в 2011—2012 годах, системному кризису надо уже сейчас и изо всех сил. Необходимо учиться, договариваться и организовываться, чтобы в критической ситуации стать спасителями, а не могильщиками своей страны. При этом не стоит забывать про глубокую варваризацию общества, делающую преодоление либеральных реформ и выход из кризиса более болезненным и более длительным, чем представляют себе многие умные и культурные люди».

И этот вывод не лишён основания.

Однако Делягин не говорит, кто способен сегодня давать простым людям знания, раскрыть им глаза на произходящие в мире события, дать понимание общего хода вещей! Между тем ВПП КПЕ, проводит такую работу, проводя анализ событий с позиции КОБ. Поэтому учиться надо используя для этого материалы КОБ, но этого не достаточно. Необходимо каждому человеку вести работу над собой, становиться нравственными людьми, помня о том, что НРАВСТВЕННОСТЬ ― это степень соответствия Богу.

 

 

Так каков же выход?

 

В решении частных, локальных задач, за которые постоянно хватается президент и правительство, выхода из системного кризиса нет. Поэтому:

Ни одна частная проблема не будет решена до тех пор, пока мы не изменим концепцию управления страной с безнравственной, несправедливой на нравственную, справедливую, человечную концепцию жизнеустройства! А чем дальше руководство России оттягивает начало этого процесса в стране, тем хуже для них самих и для народа, то есть для всех нас. Более того никакая «диверсификация» и «модернизация» без смены концепции управления Россию не спасут.

КОБ ― это высоконравственная, справедливая концепция жизнеустройства. Только на её основе возможно осуществить переход от несправедливого жизнеустройства к справедливому и вывести Россию из затяжного системного кризиса.

ИАС КПЕ