Сталин жил. Сталин LIVE. Сталин будет жить

Просмотров: 5780

30.01.2007 19:50

| Печать |

Статья Аллы Боссарт из «Новой газеты» от 26.01.2007 г.
«Новая газета» от 26.01.2007 г.

Сталин жил. Сталин LIVE. Сталин будет жить

Новое сериалити-шоу на НТВ — про Иосифа Джугашвили, белого и пушистого

Правду говорить легко и приятно, а слушать ее — тяжело и противно. Аналогичная история с фильмом “Сталин. LIVE”. “В массовом восприятии образ Сталина оброс неправдами и анекдотами, но живой Сталин все равно просвечивает сквозь призму чужих восприятий”, — сообщил народу Григорий Любомиров, автор “Рублевки” и великой реалити-обнаженки “За стеклом”, где юные амебы в борьбе за квартиру выставляли на всеобщее обозрение свой незатейливый петтинг. Очередной проект века — про Иосифа Джугашвили. Он сам, как полагает режиссер и продюсер, создал миф о диктаторе Сталине, будучи в действительности белым и пушистым.

Полюбившиеся Любомирову “реалити”, которые он естественно вздул до “сериалити”, — лудить, несомненно, легко и приятно. Легко, потому что лепишь, что ни попадя, кривая неизбежно куда-то вывезет, а куда — решительно все равно, были бы герои со своей болботней на полсотни серий. Начать и прервать это кудахтанье можно на любом месте и пустить титры. Никто ничего и не заметит. А приятно, потому что, поди, плохо ощутить себя открывателем неведомого социума или, как в “Сталине” — лихой альтернативной истории, при этом — ноль ответственности. В случае “Рублевки” и “За стеклом” — понятно, вся ответственность лежит на героях и на канале, который обрушивает на голову зрителей эти помои.

В случае “Сталина” Любомиров использует как основу журнал посещений вождя на Ближней даче (где и велись съемки), остальное же присочиняет. То есть в подлинных декорациях создает версию, которая, как думают многие сочинители, ни к чему не обязывает, ибо запросто камуфлируется “поисками правды”.

Во всех трех случаях так называемую “правду” Любомирова смотреть тяжело и противно: нет ничего гаже убогого подсматривания как за людьми, так и за историей. Продюсер, он же режиссер, со сворой подельников (не знаю, как еще назвать кучу народа, пролетающих в титрах по экрану с курьерской скоростью, чтобы, видать, их не успели засечь и спросить с них за все безобразия) — работают именно в этом полюбившемся Любомирову жанре: вуайеризме. “Версия” Любомирова ничем не отличается от бредней глупых, но хитрых кухонных баб с Ближней дачи в чине сержантов МГБ о том, как в метро поймали группу отравителей в белых халатах, которые сыпали на рельсы какой-то яд.

Личная жизнь “вождя народов” изобилует тайнами: гибель Якова в плену, убийство Аллилуевой, пьяные похождения бравого Василия, смерть самого Сосо. Вокруг каждой из смертей понаверчено гарнира из столь идиотских выдумок, что на их фоне приезд Оппенгеймера в Кунцево и его беседа со Сталиным и Берией (да просто-напросто сталинский наказ американскому физику сделать бомбу для СССР) — хоть и с удивлением, но проглатывается. Но когда мне подсунули мангу о том, что Яков Сталин отнюдь в немецком лагере не погибал, а застрелился вот именно чтоб не попасть в плен, а вместо него взяли другого парня, который до поры прикидывался сыном Сталина (и его, неведомого шизика, эти болваны-немцы предлагали обменять на Паулюса), а он писал “отцу” письма, а потом его разоблачили те и эти и убили при попытке к бегству, а он Сталина любил как родного и просто себя с ним отождествлял… Вот тогда я пожалела, что не могу, как дореволюционная классная дама, взять линейку и как следует отстегать ею г-на Любомирова по его шаловливым ручонкам.

“Манга” — японское изобретение. Простейшая графическая схема и “пузыри” со словами изо рта и головы персонажей. Манга намного проще классического американского комикса, так как в ней отсутствует качество. Манга не может быть плохой, хорошей, умной, глупой, смешной, унылой или даже бессмысленной. Отсутствие качества заложено в ней, как в наполнителе таблетки. В таблетке, помимо собственно лекарства, есть наполнитель. И вот он качеством не обладает. Манга — наполнитель для мозгов. Белый шум.

Внутренние монологи Сталина (режиссерская находка, по мнению Любомирова — способ ответить на все загадки исторического сфинкса) — такой белый шум для кряжистых мозгов телевизионной аудитории.

Нельзя всерьез задаваться вопросом: подозревал Сталин Берию или не подозревал. Проводил он в своем семинаристском уме сравнительный анализ Брута с Иудой или нет. Убил он жену или сам пал жертвой предательства. Любил он свой народ или боялся всех и каждого. Был он простым душевным человеком, сатаной или богом. Беседовал он с Оппенгеймером в плетеных креслах или нет. Был Оппенгеймер молоденьким мальчиком или ученым с мировым именем. Почему агенты ЦРУ выглядят тяжелыми недоумками и говорят между собой по-русски с “американским” акцентом. Почему Сталин общается с Лаврентием Берией и произносит “внутренние монологи” также по-русски, с чудовищным акцентом. Почему солдаты на войне одеты в чистенькую форму с иголочки. И все такое прочее.

Когда мы это для себя определим, нам не будет казаться смешным и глупым, что Сталина играет молодой грузинский актер Давид Гиоргобиани, на прототипа ни капли не похожий, даром, что грузин (для “эффекта реальности”), в эстрадном гриме и парике с Черкизовского рынка, а “внутре” у него, как у персонажа Стругацких, лишь “неонка”. И “человечинка” этого Сталина не будет нас так бесить и травмировать, потому что серьезный вопрос апологии диктатора-параноика, кумира актера Гиоргобиани и, судя по всему, Григория Любомирова, мы просто вынесем за скобки, так как это по-любому есть вопрос качества.

А сериал “Сталин. LIVE” (что означает не только “реальный”, но и “живой”, в смысле — ныне живущий, “в тебе и во мне”, как утверждал на допросе в концлагере мнимый Яков Джугашвили) — качеством не обладает. То есть его ничтожные параметры не поддаются измерению. То есть, можно сказать, его нет. И слава богу. Ко всем нашим приключениям только Сталина не хватало — реального, живого и живущего, живущего…

Боссарт Алла
26.01.2007