Сайт kpe.ru является самостоятельным образовательным ресурсом поддержки Концепции общественной безопасности, и не связан с какой-либо общественной организацией
Если ты уже знаком с КОБ,
то делай пять дел…
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы всегда быть в курсе обновлений информации на сайте.
рассылки
29.03.2013 12:13
Скачать: PDF (244 Кб), WORD (58 Кб), odt (40 Кб), fb2 (47 Кб)
25 марта СМИ сообщили о том, что министры финансов еврозоны достигли согласия по плану предоставления Кипру пакета финансовой помощи на сумму 10 млрд. евро.
«План направлен на сохранение банковской системы страны и продолжение её пребывания в еврозоне. Согласно договоренностям, второй по величине банк в стране Laiki Bank будет ликвидирован. Активы банка будут разделены на "плохие" и "хорошие". Последние перейдут центробанку Кипра. Сильно пострадают владельцы вкладов на сумму более 100 тыс. евро. Депозиты на меньшие суммы будут гарантированы. План финансовой помощи не требует голосования в парламенте Кипра.»
Министр финансов Кипра Михалис Саррис заявил, что опасность банкротства банков и всеобщего дефолта устранена: "Нельзя сказать, что мы одержали победу, но мы избежали катастрофического выхода из еврозоны". В тоже время председатель комитета по финансам парламента Кипра Николас Пападопулос заявил, что соглашение не имеет экономического смысла: "Мы движемся в сторону глубокой депрессии и высокой безработицы. Наш банковский сектор полностью уничтожен". Напомним, что
- 22 марта кипрский парламент на экстренном заседании принял пакет мер по выводу банковской системы страны из кризиса;
- а министр финансов Михалис Саррис после недельных переговоров с российскими финансовыми властями, не добился предоставления помощи финансовой системе Кипра — члена еврозоны.
Некоторые эксперты обращают внимание на то, что финансовый кризис на Кипре в точности повторяет ситуацию четырёхлетней давности в Исландии. Исландцы в своё время не дали втянуть себя в еврозону, а потому перед ними не стоял и вопрос об отказе от единой евровалюты. Весьма показательно, что в самый разгар банковского кризиса 2008 года Исландия оказалась банкротом, в результате чего исландцам руководством Евросоюза было предложено в срочном порядке присоединиться к еврозоне. Однако руководители Исландии нашли в себе силы и мужество отказаться от финансовой «помощи», несмотря на давление «мирового сообщества», и угрозы превратить Исландию в «северную Кубу» в случае не принятия условий Евросоюза.
В настоящее время, вопрос о выходе Кипра или Греции из еврозоны является сугубо техническим. Напечатать деньги не трудно, но в этом случае социально-экономическое господство мировой финансовой мафии будет подорвано. Нависнет серьёзная угроза над её способностью подчинять всю жизнедеятельность современного общества, все политические и хозяйственные решения своим интересам. Этого мафия допустить никак не может.
Именно поэтому почти 3 года длится кризис в Греции, осуществляется развал экономики Португалии, Испании и Италии. А между тем, дефолт Кипра уже состоялся в тот момент, когда правительство Кипра вынуждено было заблокировать банковские операции.
Возникает вопрос: кому и зачем всё это нужно?
В материалах сайта КПЕ мы неоднократно сообщали о том, что по объективным причинам США рано или поздно станут банкротом (то есть, фактически, они уже банкрот). А поскольку в результате глобального системного кризиса библейской цивилизации, основанной на ростовщичестве и скупке материальных объектов, и ресурсов планеты за ничем не обезпеченную макулатуру – доллар ФРС США (равно, как и евро), интересы глобальных мафиозных кланов столкнулись, то и "битва" за сохранение этих валют в качестве «единственной резервной» определит будущее мировой финансовой системы. Очевидно, что ФРС США без боя доллар не сдаст. Именно поэтому мы наблюдаем обострение кризиса в Еврозоне с перспективой её усыхания (выхода стран-банкротов из зоны евро), и последующим демонтажём Европейского Союза.
Однако и это ещё не всё. Сайт переводных материалов «Переводика» сообщил о том, что
«Германия (и Соединенные Штаты), используя Еврогруппу и еврозону как вспомогательный механизм, отчаянно хотят получить контроль над богатыми запасами газа, обнаруженными на побережье Кипра. Контроль над энергетическими ресурсами - это то, что поставлено здесь на кон. Поэтому воля Кипра и политическая система Кипра должны быть под полным контролем, а способ это сделать - это навязать экономике и стране огромные долги на следующие двадцать-тридцать лет. Неотъемлемой частью этой стратегии является исключение или сведение до минимума российского влияния на острове. Именно поэтому Еврогруппа (т.е. Германия и Соединенные Штаты) добивается, чтобы вклады или финансовые средства, принадлежащие русским, покинули остров. Тот факт, что русские бизнесмены предпочитают Кипр как безопасное место для размещения своих денег и управления своим бизнесом, является анафемой для Германии. Целью является убрать с Кипра любое российское влияние и контролировать экономику Кипра и, тем самым, его энергоресурсы в последующие годы.»
Вместе с тем, в глобальных масштабах осуществляется и иной проект. Так, 27-28 марта в Южной Африке (ЮАР) состоялся саммит БРИКС, по итогам которого СМИ сообщили об учреждении Делового совета, и «возможном создании в ближайшее время общего банка организации. Об этом договорились лидеры Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР на саммите БРИКС в Дурбане». Подробнее о целях создания БРИКС и перспективах этой организации читайте в материале «Кирпичи для Novus order seclorum».
Для более полного понимания процессов финансово-экономической ситуации на Кипре и в Исландии, отсылаем посетителей сайта к материалам «Кипр: точка невозврата» и «Исландия отказалась платить долги».
В приложении приводим полный текст этих публикаций.
ИАС КПЕ
Оффшоры начинают уничтожать сами себя?
Есть такая формула у психологов: «Безвыходная ситуация - это ситуация, очевидный выход из которой вам не нравится». Примерно так обстоят дела и с финансовым кризисом. Европейские элиты слова «дефолт» боятся даже больше, чем российские — слова «революция».
Парламенты и правительства обещают, что бороться против этой страшной угрозы будут любой ценой, вплоть до полного разрушения экономики, обнищания собственного народа, если надо, даже фактической ликвидации государства, готовясь отдавать иностранцам компании, территории, месторождения. На Кипре во время бурных парламентских дебатов о долговом кризисе произносились любые слова, обсуждались самые разные планы, кроме только единственно очевидной перспективы — объявления дефолта и возврата к национальной валюте.
Исландцы, которые объявили дефолт и национализировали банки некоторое время назад, вероятно, сейчас наблюдают за событиями на противоположном конце Европы с некоторым недоумением.
Ведь очевидные факты говорят, что использованный ими метод сработал: скандинавский остров является сейчас, пожалуй, единственным местом на Западе, откуда в экономические разделы газет приходят только хорошие новости. Производство растет, уровень жизни практически не пострадал, местная валюта стабильна, постоянно увеличивается поток туристов, предпочитающих суровый климат Исландии солнечным пляжам Средиземноморья.
Неплатежеспособность банковских систем и правительств Южной Европы уже очевидна, и признание банкротства является единственным способом перезапустить экономический механизм. Разумеется, это автоматически приведет либо к распаду еврозоны и возвращению ряда стран к национальным валютам, либо к созданию на месте единой денежной системы в рамках Евросоюза нескольких параллельно существующих региональных валют. Ничего страшного в этом нет, подобное в экономической истории происходило неоднократно и негативные последствия таких решений не шли ни в какое сравнение с потрясениями, потерями и катастрофами, на которые обрекают свои страны политики в процессе борьбы за «спасение от дефолта».
Главная беда, однако, состоит даже не в том, насколько масштабными и болезненными являются жертвы, приносимые населением южноевропейских стран. Хуже то, что все эти жертвы совершенно напрасны, как уже показал опыт прошедших трех лет. Отодвигая угрозу государственного банкротства и спасая банки ценой разрушения общества, эта политика не разрешает проблему, а наоборот, усугубляет ее. Все диспропорции и противоречия, разрушающие систему, сохраняются и воспроизводятся, а угроза краха возвращается снова и снова на каждом новом витке кризиса, который преодолеть не удается именно потому, что не принимают мер для радикального разрешения противоречий.
Кризис принял форму кочующей катастрофы, перемещающейся из одной части Европы в другую. Как только в одном месте заявляют, что ценой героических усилий и великих жертв состоялось очередное «спасение», как в другом месте возникает новая угроза. Дефолт ждали в Греции в 2011 году, а получили на Кипре в 2013.
Перемещение кризиса из страны в страну связано с потоками спекулятивного капитала, которые двигаются по континенту и по всему миру, разнося кризисную заразу так же, как в Средние века полчища крыс разносили по Европе чуму.
Только полный крах спекуляций, сопровождающийся уничтожением или национализацией этого капитала, может по-настоящему радикально оздоровить обстановку. Но в том-то и дело, что финансовые круги, фактически контролирующие правительства большинства стран мира, не допускают этого решения, блокируя единственный выход из кризиса.
Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман назвал произошедшее в Исландии революцией. И в самом деле, потребовался своего рода социально-политический переворот, чтобы совершить то, что, казалось бы, диктуется элементарным здравым смыслом. Однако в Исландии финансовая олигархия не успела сложиться в виде мощного политического фактора. Несмотря на стремительный рост тамошних банков, их влияние на жизнь острова не достигло еще того критического уровня, когда общества и масс-медиа оказывались бы ее фактическими заложниками. В стране с мощными традициями прямой демократии это привело в условиях кризиса к резкому политическому перелому, когда население просто отказалось мириться с «жесткой экономией». Убытки банков должны оплачивать собственники и крупные вкладчики. А если эти собственники и вкладчики являются, к тому же, иностранцами, то тем хуже для них.
Это простое решение, очевидное с точки зрения элементарной логики, оказалось возможным в Исландии, но не в Греции. Когда после первой волны возмущения в западных столицах стало ясно, что остров на далеком Севере не удастся принудить к повиновению - это же не Ирак и не Ливия, не посылать же туда канонерские лодки, которые исландцы еще, не дай Бог, потопят - его постарались забыть. Аналитики, «экономические гуру», эксперты по борьбе с кризисом говорили о чем угодно, приводили любые примеры, только бы не вспоминать про Исландию. Заговор молчания сорвал лишь упоминавшийся выше Пол Кругман, и он сразу же сделался настоящим диссидентом среди либерального экспертного сообщества.
Однако кризис на Кипре столь точно повторяет ситуацию в Исландии, что не заметить аналогий невозможно. Исландцам, конечно, повезло, что они в свое время не дали навязать себе евро, а потому перед ними не стоял и вопрос об отказе от единой валюты. Показательно, что в самый разгар банковского кризиса на острове исландцам предложили в срочном порядке присоединиться к еврозоне, от чего они вежливо отказались. Но, в конечном счете, вопрос о выходе Кипра или Греции из еврозоны является сугубо техническим. Напечатать деньги не так уж трудно, а для принудительного переноминирования банковских вкладов в местную валюту достаточно нескольких кликов «мышки».
После Первой мировой войны новые национальные государства в Центральной Европе создавали свои местные валюты вообще без печатного станка — достаточно было поставить соответствующий штемпель на банкнотах распадающихся империй.
Проблема, разумеется, не в цвете и форме банкнот. И даже не в том, что местная валюта, подобно рублю в 1998 году, на первых порах обесценится. Как мы знаем по собственному опыту, по опыту Аргентины 2001 года и по опыту всех без исключения других дефолтов, это автоматически ведет к повышению конкурентоспособности и возобновлению экономического роста. Проблема в том, что решение одних приведет к цепной реакции решений и поступков со стороны других. Как только обнаружится, что выход из еврозоны - это вовсе не конец света, такую возможность станут рассматривать в качестве реальной альтернативы все государства Южной Европы, а также, скорее всего, Финляндия. И дело тут не в том, что евро как валюта ослабеет или потерпит крах. Оставаясь денежной единицей Германии, Франции и стран Бенилюкса, единая валюта может даже укрепиться. Но вот социально-экономическое господство финансовой олигархии будет подорвано, ее способность подчинять всю жизнь общества, все политические и хозяйственные решения своим интересам уйдет в прошлое. С могуществом крупнейших банков будет покончено, а многие из этих банков сами будут национализированы. «Исландская революция» станет общеевропейской и «перманентной». Вирус распространится по континенту, это будет уже не локальное исключение, а новое правило, меняющее логику экономической жизни. А вслед за сменой правил будет меняться и общественная идеология, начинаться дискуссии о новых возможностях, станут возвращаться в обиход обществ социалистические идеи.
Собственно, ради недопущения такого сценария два с лишним года мучают Грецию, разваливают экономику Португалии, Испании и Италии. Однако, похоже, что ресурс консервативной политики уже исчерпан. Занимаясь Грецией, брюссельские бюрократы и немецкое начальство европейского Центробанка упустили из виду процесс, разворачивавшийся на Кипре.
В Москве тоже не осознали своевременно масштабов угрозы и не оказали помощи в тот момент, пока ситуация, пусть и безнадежно ухудшавшаяся, еще находилась под контролем.
По факту дефолт Кипра состоялся уже в тот день, когда правительство вынуждено было заблокировать банковские операции. Не находя иного спасения, власти Никосии перешагнули точку невозврата, сделав все дальнейшие дискуссии, по сути, бессмысленными. Если бы блокировка счетов продолжалась один или два дня, что-то еще можно было бы исправить, но принять и реализовать план спасения за такой короткий срок оказалось невозможно. И тут уже вопрос не в сумме, которую потребовалось собрать. В масштабах континента 16 миллиардов евро не выглядят чем-то астрономическим, ведь кризис уже поглотил десятки триллионов долларов. Известное присловье «время - деньги» в данном случае продемонстрировало свою правильность самым безжалостным образом. Упущенное время уже невозможно компенсировать никакими денежными вливаниями.
В пятницу, 22 марта, руководство Евросоюза отвергло очередной план спасения Кипра - не потому что он был как-то особенно плох, а потому что стало ясно: спасать уже нечего. В Брюсселе, Берлине и Франкфурте поняли, что банковская система острова находится в коме, и восстановить ее нормальное функционирование уже невозможно. Пациент скорее мертв, чем жив. Даже если деньги находят, и формально дефолт предотвращают, невозможно просто разморозить счета после недельной блокировки. Единовременное снятие средств, даже при отсутствии паники, как минимум семикратно превысит норму, что само по себе автоматически создаст еще один банковский кризис и породит ту самую панику, которой так боятся. А оставить счета полностью или частично замороженными на более длительный срок - значит добить финансовый сектор. Иными словами, даже если во вторник кипрский оффшор будет спасен, то лишь для того, чтобы кризис повторился через несколько недель, если не дней. Если не часов. Зачем же выбрасывать деньги на спасение того, что спасти нельзя?
Немецкие политики, понимая это, заняты только поиском предлога, чтобы обосновать отказ. Кипрские депутаты на заседании парламента громогласно жалуются, что партнеры по ЕС «хотят нашей гибели».
Российское телевидение транслирует заседание кипрского парламента в прямом эфире, а наши олигархи и представители богатого среднего класса, спрятавшие в оффшоре деньги от налогов, хватаются за сердце и кошельки. Потери - при любом развитии событий - многократно превысят то, что они отдали бы государству, если бы честно хранили деньги на родине.
Либеральные публицисты в растерянности. Они много лет убеждали себя и окружающих, будто только у нас в России частная собственность не защищена, а в «цивилизованной Европе» права собственности надежно гарантированы - собственно, ради этого и надо было «валить из этой страны», предварительно спрятав выкачанные здесь деньги в оффшор. Несчастные! Они, по своему историческому невежеству, не знали, что вся история капитализма есть именно история периодически повторяющихся конфискаций и взаимного отъема имущества частными лицами и государствами, о чем говорит известный марксистский лозунг об экспроприации экспроприаторов.
Легко догадаться, что непосредственные последствия кипрского кризиса для России окажутся весьма неприятными. Отечественная промышленность с января ушла в спад. В первый месяц сокращение производства составило 0,8 процента, а в феврале уже 2 процента. Для того чтобы промышленный спад перерос в полномасштабную рецессию, недоставало лишь небольшого толчка - и он последовал в форме кипрского краха. Снижая потребление в России, наша рецессия рикошетом ударит по Западной Европе, которая быстро почувствует на себе, как падает энтузиазм «русского потребителя».
Но крах Кипра, каким бы ни был он болезненным для репутации евро и для российских олигархов, станет в среднесрочной перспективе фактором оздоровления международной финансовой системы.
Правительства давно рассуждали о том, как бы им справиться с офшорами, только не могли ничего сделать. В итоге, на фоне кризиса, офшоры начинают уничтожать сами себя. Они неминуемо превращаются в гигантские пирамиды, которые рушатся, пузыри, которые лопаются. Уцелевшие капиталы побегут в старые промышленные страны, где их будут облагать налогом и заставят работать на экономическое развитие. Даже для российских банков здесь открываются некоторые шансы. Из оффшоров вкладчики вернутся сильно похудевшими и ощипанными, но теперь придётся жить и работать по-другому.
В таких условиях даже относительное ослабление рубля не станет серьезной проблемой, ведь выяснится, что держать деньги в стране, где есть нефть и хоть какое-то индустриальное производство надежнее, чем хранить их на острове, где сумма вкладов в 5 раз превышает валовой внутренний продукт. Препятствием для восстановления роста окажется у нас не внешняя конъюнктура и не какие-то особенности национального развития, а позиция собственного правительства. Кабинета министров, который в течение последних дней демонстративно идентифицировал себя с оффшорными олигархами, а теперь мечтает, если верить словам нашего председателя правительства, создать собственный оффшор где-то на Дальнем Востоке, скорее всего на Сахалине. Хотя с таким же успехом можно было бы использовать для этих целей московскую Болотную площадь.
Противоречия интересов неминуемо диктуют открытое противостояние общественных сил. Выход из экономического кризиса будет найден через политику. Однако это все будет потом. А пока, в краткосрочной перспективе, кризис будет только обостряться.
Борис Кагарлицкий
- директор Института глобализации и социальных движений.
Экономические известия,
№ 63, 12 апреля 2011 г.
Граждане Исландии на референдуме проголосовали против выплаты около $5,3 млрд. компенсаций британским и нидерландским вкладчикам лопнувшего банка Icesave.
Правительство северного островного государства разочаровано и опасается мести крупных европейских стран
Итоги всенародного референдума показали, что 59,8% избирателей высказались против расходования бюджетных денег на компенсации вкладчикам банка Icesave. За возвращение денег отдали голоса 40,2% участников референдума. Всего в голосовании приняли участие 75,3% населения острова, обладающего правом голоса.
Премьер-министр Исландии Йоханна Сигурдардоттир назвала такой исход голосования “наихудшим из вариантов”. Теперь стране предстоят разбирательства в европейских судах, а также проблемы с ухудшением международной репутации. Ранее представители Еврокомиссии предупреждали, что отрицательное решение может поставить под сомнение заявку Исландии на вступление в Евросоюз, а также осложнить предоставление финансовой помощи со стороны ЕС и МВФ.
“Референдум расколол страну на две части. Теперь необходимо сделать всё возможное, чтобы предотвратить экономический и политический хаос, который может повлечь за собой это решение”,— отметила госпожа Сигурдардоттир.
Один из крупнейших исландских банков Icesave обанкротился в октябре 2008 г., как и все остальные ведущие кредитные организации страны. Исландские власти компенсировали прогоревшие вклады только собственных граждан. Потери 340 тыс. британских и нидерландских вкладчиков Icesave составили примерно EUR3,8 млрд. ($5,3 млрд.) и были выплачены вкладчикам властями этих стран, а не Исландией.
Великобритания и Нидерланды потребовали, чтобы Рейкьявик возместил им ущерб. Между тремя странами было достигнуто соглашение, что Исландия к 2024 г. поэтапно перечислит EUR3,8 млрд., выплачивая процентную ставку, которая сначала равнялась 5,5%, а потом была снижена до 3,3% для вкладов великобританцев и 3% — для нидерландцев.
В декабре 2009 г. исландский парламент незначительным большинством голосов принял соответствующий закон. Однако данное решение было заблокировано президентом страны Олавуром Рагнаром, что вынудило вынести этот вопрос на всенародное голосование.
Прошедший референдум стал вторым по счёту. В прошлом году 93% граждан, принявших участие в голосовании, высказались против выделения бюджетных денег на компенсации иностранцам. Попытки правительства переубедить граждан, как выяснилось вчера, оказались недостаточными.
Сторонники выплат компенсаций утверждали, что это наилучший способ решить проблему с точки зрения объёмов выплат, сроков и рисков для страны. К тому же члены правительства Исландии обещали покрыть до 90% суммы за счёт продажи активов обанкротившегося финансового института и утверждали, что на плечи граждан ляжет незначительная нагрузка.
Противники доказывали, что налогоплательщики вовсе не обязаны покрывать ущерб частного банка, и сделка с британцами и нидерландцами стала бы огромным бременем для нации. Некоторые исландские политики также называют иностранцев виновниками краха национальной финансовой системы.
Министр финансов Великобритании Алистер Дарлинг перед кризисом заморозил британские счета банка Landsbanki, ссылаясь на антитеррористическое законодательство, чем подорвал международное доверие к исландским банкам.
Для страны с населением 320 тыс. человек и объемом ВВП $12 млрд. возмещение убытков крупного банка — болезненный вопрос. Чтобы собрать $5,3 млрд., с каждого жителя страны нужно собрать $16,5 тыс.
“Мне кажется, результаты повторного референдума дали нам ясный знак, что дополнительные попытки убедить исландцев согласиться со сделкой не нужны. Ещё раз пробовать бессмысленно”,— сказал министр финансов Исландии Стайнгримур Сигфуссон.
По его словам, вопрос выплаты компенсаций теперь будет решаться в международном суде при Европейской ассоциации свободной торговли. Процесс, по оценке господина Сигфуссона, продлится не менее 18 месяцев и обещает стать ожесточенным.
“Похоже, что исландцы отвергли то соглашение, которое мы заключили, и это дело придётся закончить в судах. Юридический процесс начался, и мы будем активно участвовать в нём. Речь идёт об очень существенном объёме денег — миллиардах фунтов. Мы выполнили обязательства перед людьми, хранившими деньги в исландских банках, теперь наше обязательство — вернуть эти средства назад, и мы будем продолжать делать это до тех пор, пока не сделаем”,— пообещал главный секретарь казначейства Британии Дэнни Александр.
Денис Закиянов,
«Экономические известия»