Внимание посетителей сайта

Сайт kpe.ru является самостоятельным образовательным ресурсом поддержки Концепции общественной безопасности, и не связан с какой-либо общественной организацией

Контактная информация

   mera@kpe.ru

Концепция Общественной Безопасности
Текущие теоретические и аналитические работы ВП СССР смотрите на сайте

Подписка на рассылку

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы всегда быть в курсе обновлений информации на сайте.

рассылки subscribe.ru
страница рассылки


Мотивы действия Иуды

Просмотров: 6664

| Печать | E-mail

Газета «МН» (№15 от 28 апреля) опубликовала избранные главы раннехристианского текста «Евангелия от Иуды» и дала мнения «авторитетных лиц». Мы решили разместить эти главы на нашем сайте, видя проявленный интерес читателей к материалу «Благая весть от Иуды», опубликованному в газете «Мhра за Меру» №13 за апрель 2006 г.

Кроме этого материала мы на сайтах в Интернете обнаружили интересные версии мотивов действия Иуды. Они сводятся к трём:

  1. «Иисус приехал в Иерусалим в вербное воскресение, и люди кричали «Осанна», то есть «освободи нас от римлян». Но вместо того, чтобы идти ко дворцу римского наместника Понтия Пилата, как ожидал Иуда, тот направился к храму, чтобы очистить его от менял. Иуда понял, что Иисус — религиозный реформатор и не собирается заменить римское правление на теократию. Разочарованный Иуда пошёл к фарисеям и предал Иисуса за 30 серебряников».
  2.  Иудеи в первом веке ждали пришествие давно напророченного Спасителя. Евангелие Иуды преподносит версию, не совпадающую с версией официальной церкви, а именно, что Иисус сговорился с Иудой, чтобы осуществить собственное мученичество, чтобы его признали в качестве предсказанного Спасителя. Фактически подтолкнуть дело. Поэтому, действуя в сговоре с Иисусом, Иуда делал вид, что продаёт Иисуса фарисеям за номинальную сумму, тридцать серебряников, дело, за которое они и их наследники должны были сожалеть в течение веков, если бы это случилось. Был ли Иисус действительно подвергнут мученической казни? (Коран отвергает крестную смерть Иисуса «во искупление грехов» — прим.) Если арест был спровоцирован, может быть и крестная жертва тоже? Миф о воскресении, по которому Иисус появился на третий день, позволяет это предполагать.
  3.  Другая гностическая традиция полагает, что Иисус сбежал на Юг Франции со своей женой, Марией Магдалиной (которая позже в Новом завете, как оказывается, по воле церкви названа «блудницей» — прим.).

    В Индии существует еврейская диаспора. А могилу Иисуса до нынешних дней показывают в монастыре в Кашмире. (Ранее в прессе появлялись сообщения о том, что Иисус имел несколько детей от Марии Магдалины. И умер в Индии в глубокой старости. — прим.)

    «…Не нам следует говорить, что установление христианства в Европе было только игрой власти, что каждая церемония и святой день были взяты из предшествующих религий от язычества до митраизма. Эти вопросы только часть важных вопросов поднимаемых этим открытием,… как может быть, чтобы многие миллионы людей в течение веков были убиваемы во имя этой самой лицемерной и ханжеской из религий?». Иуда играет не последнюю роль в установлении власти этой религии над частью мира.

    Вполне может оказаться, что Иуда вовсе не предавал Иисуса, а помог ему переправиться во Францию или в Индию. А предательство было позже «приписано» церковью, так же как распятие и воскресение Иисуса, для формирования целостной Новозаветной библейской доктрины.

ИАС КПЕ

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИУДЫ

Избранные главы раннехристианского текста

Явившись на землю, Иисус творил великие чудеса ради спасения человечества. И поскольку иные [шли] праведным путем, а другие пребывали во грехе, были призваны двенадцать учеников.

Он начал говорить с ними о тайнах потустороннего мира и о том, что должно быть в конце. Часто он не являлся своим ученикам сам, а находился среди них в образе ребенка.

ЭПИЗОД I: Диалоги Иисуса с учениками: благодарственная молитва, или евхаристия

Один раз он был со своими учениками в Иудее, где они собрались и сидели в благочестивом внимании. Когда он [подошел] к своим ученикам, собравшимся вместе и сидящим и возносящим благодарственную молитву за хлеб, [он] рассмеялся.

Ученики сказали [ему]: «Учитель, почему ты смеешься над [нашей] благодарственной молитвой? Мы поступаем правильно».

Он отвечал им: «Я смеюсь не над вами. <Вы> делаете это не по своей воле, а потому, что так ваш Бог [будет] прославлен».

Они сказали: «Учитель, ты […] сын Господа нашего».

Иисус сказал им: «Откуда вам знать меня? Истинно говорю вам, никому из поколения людей, что среди вас, не дано узнать меня».

…Иуда вопрошает Христа о том поколении и о роде людском

Иуда спросил [его]: «Равви, какие плоды принесет это поколение?» Иисус сказал: «Души каждого поколения людского умирают. Но когда эти люди завершают свое земное царствование и дух их покидает, тела их умирают, а души остаются живыми и будут вознесены».

Иуда сказал: «А что будет с остальными поколениями людскими?»

Иисус сказал: «Нельзя засеять семя в [каменистую почву] и собрать урожай. [Это] также путь […] [оскверненного] рода и искаженной Софии […] рука, что сотворила смертных, с тем чтобы их души отправились в вечные сферы. [Истинно] говорю тебе: […] ангел […] силы сумеет увидеть, что […] их к […] святым поколениям […]».

Сказав это, Иисус удалился.

ЭПИЗОД 3: Иуда подробно рассказывает о своем видении, а Иисус отвечает ему

…Иуда сказал: «Учитель, ты выслушал их всех, а теперь выслушай меня. Ибо мне было великое видение».

Услыхав это, Христос засмеялся и сказал: «Ты — тринадцатый дух, зачем ты так стараешься? Но говори, я терпеливо слушаю тебя».

Иуда сказал ему: «В видении было, что двенадцать учеников побивали меня камнями и преследовали [меня жестоко]. А я пришел на место, где […] за тобой. Я увидел [дом…], и взор мой не мог объять его размеры. Великие люди окружали его, а крыша его была из растений, и посреди дома находилась [толпа людей — две строки пропущены], которые говорили: „Учитель, возьми меня вместе с этими людьми“.

[Иисус] отвечал и говорил: „Иуда, твоя звезда увлекла тебя с пути истинного“. И продолжал: „Никто из смертных не достоин войти в дом, который ты видел, ибо это место священно. Там не властны ни солнце, ни луна, ни день, но неизменно в вечности пребывают святые и ангелы. Смотри, я разъяснил тебе тайны царствий и рассказал об ошибках звезд и […] послал это […] на двенадцать сфер“.

Иуда вопрошает о своей судьбе

Иуда спросил: „Учитель, может так быть, что семя мое находится под властью правителей?“

Иисус отвечал и говорил ему: „Ну, что я [пропущены две строки], но ты испытаешь много горя при виде царствия и всего его поколения“.

Услыхав это, Иуда сказал ему: „Что же хорошего из того? Ибо ты отделил меня от того поколения“.

Христос отвечал и говорил: „Ты станешь тринадцатым и будешь проклят другими родами — и придешь властвовать над ними. В последние дни они проклянут твое восхождение к священному [поколению]“.

Иисус раскрывает Иуде тайны космологии: дух и самопорождение

Иисус сказал: „Теперь я могу раскрыть тебе [тайны], которые никто никогда не познавал. Ибо существует великая и безграничная сфера, чьи пределы не познал ангельский сонм, [где] существует великий невидимый [Дух], которого не зрели ангелы, не постигала душа и никогда не называли по имени.

И светоносное облако явилось там. Он сказал: «Да будет ангел при мне слугой».

…Великий ангел, просветленный и божественный Самопорожденный, возник из облака. Вослед из другого облака возникли четыре других ангела и стали они прислужниками Самопорожденного ангела. Самопорожденный сказал: „Да […] будут […], и стали […]. И он [создал] первое светило, дабы править им. Он сказал: «Да будут ангелы служить [ему]», и возникли бесчисленные мириады. Он сказал: „Да будет просветленная сфера вечности“, и она возникла. Он сотворил второе светило [чтобы] править им вкупе с бесчисленными мириадами ангелов, дабы они служили. Так он создал остальные просветленные сферы. Он заставил их господствовать и породил бесчисленные мириады ангелов в помощь им.

…Космос, хаос и преисподняя

„Множественность мира бессмертных называется космосом, или Вселенной, обреченной на вечные муки Отцом и семьюдесятью двумя светилами вкупе с Самопорожденным и семьюдесятью двумя сферами. В нем явился первый человек с неиспорченными свойствами. И сфера, явившаяся следом за его поколением с облаком знания и ангелом, называется Эл. […] сфера […] по […] сказанному: «Да будут двенадцать ангелов править хаосом и [преисподней]. И вот из облака явился [ангел] с пылающим ликом, налитым кровью. Имя ему было Небро, что значит „восставший“, иные зовут его Ялдабаотх. Другой ангел Саклас также появился из облака. Небро породил шесть ангелов (как и Саклас), которые должны были ему прислуживать. В общей сложности образовалось двенадцать небесных ангелов в соответствующих разделах небесной сферы…

Иуда спрашивает об участи Адама и человечества

Иуда спросил Иисуса: „[Сколько] будет жить человек?“

Иисус сказал: „Почему ты интересуешься этим, ведь Адам со своим родом живет на протяжении своей жизни в том месте, где обрел царствие свое, в долговечности своего правителя?“

Иуда спросил Христа: „Умирает ли дух человеческий?“

Иисус сказал: „Вот почему Господь приказал Михаилу дать людям души во временное пользование, чтобы они могли служить, но Великий приказал Гавриилу предоставить души великому поколению без правителя над ним, т. е. дух и душу. Поэтому [остальные] души [одна строка пропущена].

Иисус говорит с Иудой и другими об уничтожении греховного зла

«[…] свет [пропущено примерно две строки] возле […] дает […] дух [который находится] внутри вас обитает в этой [плоти] среди ангельского рода. Но Бог даровал познание Адаму и тем, кто с ним, с тем чтобы правители хаоса и преисподней не могли властвовать над ними».

Иуда спросил Иисуса: „Как будут поступать эти поколения?“

Иисус ответил: „Истинно говорю вам, звезды завершают все. Когда завершается срок жизни, предназначенный Сакласу, их первая звезда явится в поколениях, и они завершат то, что им предназначено. Тогда они станут прелюбодействовать от моего имени и умертвят детей своих и они станут […] и [пропущено примерно шесть с половиной строк] от моего имени, и он […] вашу звезду над тринадцатой сферой“.

После этого Иисус [засмеялся].

[Иуда спросил]: „Учитель, [почему ты смеешься над нами]?“

[Иисус] отвечал [и сказал]: „Я смеюсь не [над вами], а над ошибками звезд, ибо эти шесть звезд блуждают среди своих пяти поборников, и все они будут уничтожены со своими созданиями“.

Иисус говорит о крещеных и предательстве Иуды

Иуда спросил Иисуса: „Что будет с крещеными во имя Твое?“

Иисус отвечал: „Истинно говорю [вам], что крещение […] имя мое [пропущено около девяти строк] мне. Истинно говорю тебе, Иуда, [те, кто] приносят жертву Сакласу […] Бог [пропущены три строки] все есть зло.

«Но ты превзойдешь их всех. Ибо ты принесешь в жертву человека, что облачен во мне.

Твое рождение уже состоялось,

твой гнев нарастает,

твоя звезда воссияла

и твое сердце […]»

„Истинно […] ваш последний […] станет [пропущено примерно две с половиной строки], ибо он будет уничтожен. И тогда образ великого рода Адамова возвысится, ибо прежде небес, земли и ангелов этот род из вечных сфер существует. Итак, тебе сказали все. Подними взор свой и посмотри на облако и на свет внутри него, и на звезды, окружающие его. Звезда, что указывает путь, твоя звезда“.

Иуда поднял взор и увидел светоносное облако и вошел в него. Стоящие же на земле услышали голос из облака, возвестивший […] великое поколение […] …образ […] [пропущено около пяти строк].

Заключение: Иуда предает Христа

[…] Высшие их священнослужители зашептали, ибо [он] прошел в комнату для гостей на молитву. Но некоторые писцы внимательно смотрели, чтобы схватить его во время молитвы, ибо они боялись людей, поскольку все они считали его пророком.

Они подошли к Иуде и сказали ему: „Что ты делаешь здесь? Ведь ты ученик Христов“.

Иуда отвечал им по их желанию. И он получил деньги и выдал им его.

Публикуется без сносок и комментариев. Перевод Родольфа Кассера, Марвина Мейера и Грегора Вюрста при участии Франсуа Годара. Перевод с английского Игоря Бочкова.

Загадка тринадцатого ученика

В издательстве АСТ впервые на русском языке выходит „Евангелие от Иуды“. Вновь обретенный апокриф излагает нетрадиционный взгляд на события Нового завета.
Никита Аронов

Впервые „Евангелие от Иуды“ упоминается в 180 году. Епископ Ириней Лионский обличал его в числе прочих еретических книг. С тех пор этот апокрифический текст считался утерянным. Но папирусы отлично хранятся в песке. В середине 70-х годов прошлого века в пустыне близ египетского города Эль-Минья Евангелие было обнаружено вновь.

Манускрипт многократно перепродавался, пока в 2000 году не попал в руки швейцарского коллекционера Фриды Нуссбергер-Чакос. Только тогда доступ к документу получили ученые из Национального географического общества США. Радиоуглеродный анализ, спектральный анализ, химический анализ чернил, контекстуальный и палеографический анализы — все эти исследования подтвердили подлинность рукописи и позволили датировать ее не позднее, чем IV в. н. э. Судя по греческим заимствованиям, это коптский перевод более раннего греческого текста.

Следующим шагом стала расшифровка папируса. К сожалению, состояние рукописи далеко не идеально. Папирус, это видно на снимке, распался на отдельные куски. Поэтому в конечном тексте не хватает многих слов и даже строк. Все, что удалось разобрать, переведено на английский язык и снабжено сносками, превосходящими по объему сам текст.

Евангелие от Иуды переводили крупнейшие специалисты по коптским рукописям: Родольф Кассер, почетный профессор факультета искусств Женевского университета (Швейцария); Марвин Мейер, профессор истории христианства в Чэпменовском университете Оринджа (Калифорния); Грегор Вюрст, профессор истории христианства факультета католического богословия Аугсбургского университета (Германия); Франсуа Годар, сотрудник Восточного института при Чикагском университете, специалист по коптскому и демотическому греческому письму. Они же снабдили текст сносками и комментариями, написали и собственные исследования.

На русском публикуется сокращенный перевод английского издания — сам текст и вступительная статья Марвина Мейера. Его получат читатели журнала National Geografic — в качестве бесплатного приложения к майскому номеру Вновь обретенное Евангелие очень не похоже на канонические тексты. Хотя бы тем, что носит имя предателя Иуды. Но в Евангелии от Иуды он не просто оправдан. Он — любимый ученик Иисуса, единственный, который „сумел предстать перед ним“. Иисус насмехается над невежеством других учеников, а Иуду посвящает в тайны мироздания.

Понятно, что в христианской традиции подобное невозможно, но Евангелие от Иуды — гностический, а не христианский текст. Гностицизм (от греческого „гнозис“, знание) — многочисленные, сильно разнящиеся между собой течения, включающие элементы христианства и учения Платона, получившие распространение в начале нашей эры. В общих чертах гностицизм учит, что физический мир сотворен вовсе не благим Богом, а низшим божеством. Божество это часто ассоциируется с иудаистским Яхве. Оно требует поклонения и жестоко правит в сотворенном им мире. В Евангелии от Иуды у этого мира два таких творца — ангелы Небро (от древнееврейского „восставший“) и Саклас („дурак“ по-арамейски).

По учению гностиков, плоть — тюрьма, в которой заключена Божья искра души, и среди людей выделены те, кто не погибнет вместе с телом, кому дух дан не на время, как остальным, а навсегда. Это — „священное поколение“, к которому себя и причисляют гностики. Цель — освободиться от оков плоти, в этом Иуда и помогает Учителю. Иисус сам просит „предать“ его („…ради тебя принесет жертву человек, чьим телом я облечен“), но предсказывает ученику будущее проклятье: „Ты станешь тринадцатым и будешь проклят другими родами — и придешь властвовать над ними. В последние дни они проклянут твое восхождение к священному [поколению]“.

Иуда передает учителя в руки стражи. На этой сцене Евангелие от Иуды заканчивается. В гностической литературе нет места воскресению. Ведь единожды покинув несовершенный земной мир, не стоит в него возвращаться.

Повлияет ли публикация Евангелия от Иуды на трактовку новозаветных событий? Вряд ли. Верующие христиане своего мнения о Христе и апостолах не изменят. Их веру не поколебало ни гностическое Евангелие от Фомы, ни другие апокрифы. Сомнительно, чтобы ученые восприняли этот манускрипт как историческое свидетельство. Так что речь идет не о „новых фактах из жизни Иисуса“. Зато издание позволит множеству людей узнать мир гностических учений. Ну а тем, кто не успеет купить в мае National Geografic, не стоит расстраиваться. Как обещают в издательстве „Астрель“ (входящем в издательскую группу АСТ), полный перевод под редакцией российских религиоведов появится в магазинах уже в июле. С библиографией, примечаниями и с реконструкциями пропущенных в тексте строк.

Версия песчаного папируса

Иуда Искариот представлен как пример для всех, жаждущих быть учениками Христа.
Марвин Мейер

Название повергает в шок. В новозаветных текстах образ Иуды Искариота — квинтэссенция предателя, человека, который выдал, да еще за деньги, своего учителя римским властям. В Евангелии от Луки сказано, что сатана овладел Иудой и подвиг его на презренные деяния, а в Евангелии от Иоанна Иисус утверждает перед двенадцатью учениками, что один из них, а именно Иуда, есть дьявольское отродье. Согласно Новому Завету за деяниями Иуды последовала его позорная кончина. За то, что предал Иисуса, он получил „проклятые“ деньги от властей предержащих и то ли повесился сам, как утверждает Матфей, то ли погиб страшной смертью: согласно Деяниям Апостолов ему вспороли живот. В христианском искусстве Иуда обычно показан в сцене, когда он целует Христа, чтобы этим показать его стражникам. Поцелуй Иуды, принесший ему вечное бесчестье, стал нарицательным понятием.

Однако и в Новом Завете Иуда относится к ближнему кругу учеников Христа и, согласно Евангелию от Иоанна, является казначеем, которому доверены средства Иисуса и его учеников. Далее, во время Тайной вечери разве не сам Иисус поведал Иуде, что тот должен совершить, да еще и в скором времени? Разве все это не было частью Божественного плана, предусматривавшего кончину Христа ради искупления людских грехов и воскресения его из мертвых на третий день? Могло ли состояться распятие и воскресение без Иуды и его поцелуя?

Загадка Иуды Искариота, ученика, предавшего Христа, исследовалась многими. Обширная литература, посвященная Иуде, включает известные академические труды, а также современные работы: „Три версии Иуды“ Борхеса, „Мастер и Маргарита“ Булгакова, „Иуда: приверженец Господа“ Клаука, „Иуда: предатель или друг Иисуса?“ Классена, „Иуда Искариот, или Миф о еврейском зле“ Маккоби, пьесу „Иуда“ Паньоля. В знаменитой рок-опере „Иисус Христос — суперзвезда“ Иуда становится чуть ли не главным героем. В знаменитой песне „Бог на нашей стороне“ Боб Дилан поет: „Вам придется решать, был ли Бог на стороне Иуды Искариота“.

Идеи Евангелия от Иуды во многом отличаются от постулатов Нового Завета. В раннехристианский период существовали Истинное Евангелие, Евангелия Фомы, Петра, Филиппа, Марии, назареян, евреев и египтян, которые демонстрируют большое разнообразие взглядов первых христиан.

Евангелие от Иуды можно отнести к тому, что часто называют гностическими Евангелиями. Оно было написано, вероятно, в середине II в. н. э. на основе первоисточников и представляет собой раннюю форму духовного сочинения, где упор делается на гнозис — духовное мистическое познание Бога и обретение себя в Господе. Гностический подход к вере не требует посредничества (в конце концов, Бог есть дух и свет единый), а раннехристианские ересиологи свидетельствуют о том, что священники и тем более епископы не были довольны таким свободомыслием и не одобряли гностицизм.

В основной части Евангелия Иисус раскрывает Иуде тайны Вселенной. В этом тексте, как и в других гностических сочинениях, Иисус предстает учителем, дающим знания, а не спасителем, погибающим за грехи мира. Для гностиков главную проблему бытия представляет не грех, а невежество, и лучший способ решить ее — не вера, а познание. Иисус дарует Иуде (и читателям Евангелия) знание, с помощью которого можно познать самого себя и Господа. Откровения, дарованные Христом Иуде в Евангелии от Иуды, демонстрируют вполне стройную космологию и теологию. И хотя мы обитаем в порочном мире, который часто представляется обителью тьмы и смерти, мы способны преодолеть эту тьму и обрести жизнь. Мы лучше этого мира, разъясняет Иисус, ибо мы принадлежим миру божественному. И если Христос — сын Божий, тогда и мы все — дети Божества. Все, что нам нужно, — это жить с осознанием Божества, и тогда к нам придет просветление.

По контрасту с новозаветными Евангелиями, Иуда представлен как пример для всех, жаждущих быть учениками Христа. Евангелие указывает на проницательность и преданность Иуды как парадигму его ученичества. В конечном счете, он в точности выполняет пожелания Иисуса. Он не делает ничего, о чем не просит его сам Иисус, он слушает Христа и сохраняет ему верность.

Авторы книги надеются, что она послужит вкладом в процесс познания и оценки раннехристианской церкви и прольет свет на многие вопросы, возникшие в позднейшую эпоху.

Марвин МЕЙЕР профессор

Поиск по сайту