Внимание посетителей сайта

Сайт kpe.ru является самостоятельным образовательным ресурсом поддержки Концепции общественной безопасности, и не связан с какой-либо общественной организацией

Контактная информация

   mera@kpe.ru

Концепция Общественной Безопасности
Текущие теоретические и аналитические работы ВП СССР смотрите на сайте

Подписка на рассылку

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы всегда быть в курсе обновлений информации на сайте.

рассылки subscribe.ru
страница рассылки


Приводные ремни и шестерни окон Овертона

Просмотров: 4706

 E-mail

СКАЧАТЬ:    PDF (230 кб);    WORD (80 кб);    ODT (40 кб)

 

Управляя тенденциями, ты управляешь будущим.

Некоторое время назад на сайте КПЕ была опубликована статья о том, что деятели наподобие С.Кургиняна, являются «операторами информации», которые формируют, взращивают и манипулируют мнением толпы. Они являются непосредственными исполнителями стратегий, тенденций, задуманных их «хозяевами», которые определяют будущую жизнь народных масс.

Однако, как стало ясно впоследствии, «операторы информации» используют не только окно Овертона, о котором мы также писали ранее, но и специальные социальные технологии, как вложенные в окно Овертона процессы, которые «двигают» само окно.

Для того чтобы сформировать стереотип выявления таких манипуляций, ниже кратко опишем эти технологии.

Психотехнология - это серия планомерно реализуемых приёмов и техник, ориентированных на достижение определённой цели. Технологическая поддержка (т.е. использование психотехнологий) является фактором, который может способствовать повышению эффективности манипуляций (управлений).

Для достижения своих задач важны разработки прикладного характера, а так же важны знания, которые не только демонстрировали бы теоретические концепции, но и ориентировали бы в том, как можно достигать необходимого результата, какие техники и психотехнологии можно для этого использовать.

Основателем гештальттерапии является Фредерик С. Перлз. Для немецкого слова «гештальт» нет точного перевода на русский язык, однако слова «структура», «конфигурация», «структурное отношение», «организованное целое», «целостная структура» в некоторой степени передают значение этого понятия.

Гештальт - способ организации целого и его частей. Например, лиловый цвет кажется голубоватым на красном фоне и красноватым на голубом. Контекст, в котором появляется элемент (или, как говорят специалисты, «фигура»), называется «фоном». Взаимоотношение фигуры и фона являются важнейшими в гештальттерапии. Для здоровой психики отношение между фигурой и фоном - процесс формирования фигуры и её последующего ухода в фон, это процесс постоянного появления и исчезновения, чередования фигуры-фона. При неврозе (именно для этого СМИ и пестрят негативной информацией – расшатать психику людей) гибкость формирования фигуры-фона нарушается. Появляется либо ригидность (фиксация), либо отсутствие образования фигуры (вытеснение). И то и другое мешает завершению адекватного гештальта, т.е. целостной структуры (чёткое различение «это» - «не это», дарованное свыше). Любой незавершенный гештальт формирует «незаконченную ситуацию» (возможность манипуляции). Формирование полных и связанных гештальтов (целостных структур) – нормальный процесс здорового человека. Именно достижению этого, как ступеньки к человечному строю психики, препятствует настоящая библейская культура.

Существенными элементами гештальттерапии являются:

- отношения фигуры и фона («это» - «не это»);

- концентрация на «здесь и сейчас» (задача манипулятора иногда состоит в том, чтобы вернуть собеседника в настоящее, столкнуть его с актуальными вопросами и переживаниями);

- расширение осознавания (что способствует идентификации собственных мыслей, чувств, отношений или установок);

- акцентирование на решении вопросов ответственности.

Основные техники гештальттерапии:

1. «Диалог между частями собственной личности». Эта техника позволяет провести интеграцию личности, способствует: а) осознанию человеком того, что является для него интроектом (чувством, мыслью или правилом), а что - проекцией (то, что человек не принимает в самом себе); б) осознанию механизмов ретрофлексии (то, что подавляет в себе человек).

2. «Совершение кругов». Техника также: а) способствует осознанию проблемы; б) позволяет идентифицировать, например, свой страх, перевести проблему из «фона» в «фигуру», т.е. поставить её в центр внимания.

3. «Преувеличение». «Никогда не покончишь с чем- то, сопротивляясь. Покончить можно, лишь углубившись в это». Сказанное можно проиллюстрировать борьбой дзюдо, в которой боец нейтрализует соперника, используя его же силу, его инерцию движения.

4. «Вербальная медитация». Техника способствует осознанию человеком своих глубинных мыслей и чувств.

5. «Парадоксальная интенция» позволяет выставить нечто (стремление, например, скрыть что-то в угоду референтной группе). Техника делает это гротескно, показывает неуместность такого стремления, несоответствие его истинным потребностям человека.

Достоинство техник гештальттерапии состоит в том, что их реализация возможна в условиях оказания психологического сопротивления, например, субъекта переговорного процесса, т. е. их можно применять даже тогда, когда собеседник этого не хочет.

Что позволяет гештальттерапия:

- она демонстрирует подходы в развитии коммуникации манипуляционного процесса в реальном времени, с учётом конкретных обстоятельств, требований масс, возможностей манипулятора;

- допускает значимость права на различие, позволяет каждому жить так, как он хочет, признает за каждым человеком его уникальность и неповторимость;

- акцентирует вопросы ответственности каждого человека за его поступки и действия;

- помогает найти «осколки» его истинных ценностей и внести в сознание проблески вновь обретенной свободы и возможность самостоятельно принимать решения;

- позволяет строить коммуникацию на эмоциональной основе (не интеллектуальную, без логических методов аргументации);

- манипуляции в русле гештальттерапии позволяют выявить психологические блоки и сопротивления, которые могут быть у лица, кем манипулируют;

- даёт возможность экспериментировать объекту манипуляции с решениями и попробовать выбрать одно или другое;

- акцентирует внимание на «здесь и сейчас» взамен «копания» в трудностях прошлого или «застревания» в грезах будущего;

- показывает, как не вязнуть в проблемах и трудностях, а работать для какого-то конкретного успеха, удавшегося контакта; как развивать взаимопонимание, опираясь на благополучие;

Естественно, уровень вовлечённости манипулятора является контролируемым, он не говорит всего того, что чувствует, но то, что манипулятор говорит, он чувствует; его слова аутентичны личным переживаниям.

Психология переговоров в русле логотерапии В. Франкла. Логотерапия В. Франкла относится к экзистенциональной психотерапии. Экзистенциональная психотерапия (от existentia - существование) - это собирательное понятие психотерапевтических подходов, отличающееся акцентом на свободное развитие личности, «осознавание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути». В узком смысле под экзистенциональной психотерапией понимают логотерапию В. Франкла.

Цель логотерапии - обретение человеком смысла своего существования. «Тот, кому есть для чего жить, сможет выдержать почти любое "как"» (Ницше).

В. Франкл считал, что отсутствие смысла жизни порождает духовную пустоту. «Эту пустоту люди стремятся занимать чем попало или выжигать», т. е. отсутствие смысла жизни может делать людей агрессивными. Для любого человека разрушение традиционных моральных ценностей приводит к потере смысла жизни и сужению интересов, такой человек испытывает экзистенциональную фрустрацию, т. е. блокировку на пути к поиску смысла.

В ходе манипуляции используют следующие методы логотерапии:

- постановка вопросов, стимулирующих увеличение потенциальных источников смысла;

- использование сравнений;

- извлечение смысла в ходе сократического диалога;

- предложение новых смыслов, например, в форме кратких принципов или правил поведения.

Речевые коммуникации в русле логотерапии В. Франкла в ряде случаях уместны при проведении манипуляций с лицами, склонными к суициду.

Психология манипуляции с использованием приёмов когнитивной терапии. Речевые коммуникации в русле когнитивной терапии связаны с вербальным воздействием по поводу возможных иррациональных взглядов объекта манипуляции. Согласно теории когнитивной терапии на временной оси между стимулом (активирующим событием, например, психотравмирующей ситуацией, в которой оказался объект) и его эмоциональной реакцией на какое-то конкретное событие (ярость, гнев, печаль, страх, тревога или разочарование в жизни) находятся когниции, т.е. мысли, убеждения, установки.

Манипулятор знает, что объект управления будет иметь эмоционально-поведенческие реакции, которые зависят от того, как он оценивает события своей жизни.

Если действия уже произошли, то эмоциональное состояние и действия объекта не связаны однозначно с этим фактом. Они зависят от того, как объект оценивает, например, факт самого действия. На эту оценку, на мысли, убеждения объекта можно влиять.

Когнитивные техники, которые используют в процессе манипуляции:

1) определение, идентификация, детекция иррациональных идей;

2) дискутирование (оспаривание) иррациональных идей; манипулятор может задать вопросы типа: «Есть ли доказательства? В чём Ваше убеждение точно, а в чём - нет? Что делает Вашу мысль О. .. именно такой?»;

3) дискриминация иррациональных идей, т.е. внесение в сознание объекта различий между его неабсолютными предпочтениями, планами или желаниями, с одной стороны, и, зачастую, абсолютистскими требованиями, императивами и его потребностями - с другой;

4) переоценка и изменение иррациональных идей.

Переоценка иррациональных идей осуществляется, например, за счёт использования приёма «рационально-эмоциональное воображение», суть которого состоит в следующем: манипулятор может повлиять на изменение деструктивной эмоции (например, чувства страха) за счёт варьирования объектом своих когниций, мыслей, убеждений, установок. При этом добиваются, чтобы объект, направляемый манипулятором, удерживал в воображении яркий образ деструктивного события, вызвавшего страх (это делают СМИ).

Манипулятор, может при необходимости убедить объект, что его поведение, например, с третьими лицами связано не с поведением третьих лиц, а с теми когнициями (мыслями, убеждениями, установками), которые имеются у самого объекта. В случае изменения этих когниций отношение к третьим лицам и само восприятие возникшей ситуации будут иным.

Речевые коммуникации в процессе манипуляции могут быть направлены на изучение образа мыслей, которые определяют качество эмоциональных реакций объекта, его требования и выборы вариантов действий.

С приёмами речевых коммуникаций в русле когнитивной терапии совместимы техники эриксоновского гипноза, когда измененного состояния сознания специалист добивается за счёт косвенного внушения - без глубокого погружения в транс, стимулируя за счёт средств речи перевод внимания объекта с внешних событий на свой внутренний мир. В русле когнитивной терапии они ориентированы на повышение уровня осознания того, что человек сам выбирает переживание по поводу негативных событий в своей жизни, он сам ответствен за всё, что происходит в его жизни.

Психология манипуляции в русле рационально-эмоциональной поведенческой терапии. Речевые коммуникации в русле рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) имеют активно-директивную направленность.

Речевые коммуникации направлены на то, чтобы показать, что:

1) рационально-эмоциональное расстройство (ненависть, ярость, страх и др.) возникает тогда, когда объект придумывает требования к себе и другим людям, и эти требования не реализуются;

2) можно идентифицировать нереалистичные требования к себе и другим людям;

3) возникшее рационально-эмоциональное расстройство можно реконструировать и изменить;

4) можно организовать самопомощь методом РЭПТ, т. е. самостоятельно изменять свои негативные самоутверждения.

Фундаментальные психические расстройства (по РЭПТ): объект третирует себя за неудовлетворенные и нереализованные требования к себе и другим людям, а также имеет низкую толерантность к фрустрации в связи со следующими обстоятельствами:

- догматическими утверждениями о том, что жизнь должна быть идеальной;

- преувеличением негативных сторон ситуации (драматизацией);

- неумением терпеть трудности и слушать предложения другой стороны;

- стремлением немедленно добиться удовлетворения своих требований.

Эмоциональные техники РЭПТ представляют собой рационально-эмоциональное воображение, использование юмора, ролевые игры, безусловное самоприятие.

Когнитивные техники РЭПТ: детекция иррациональных взглядов, поддерживающие самовнушения, дискриминация иррациональных взглядов, интернализация самоутверждений.

Поведенческие методы РЭПТ: поощрение в связи с выполнением предложений одной стороны процесса, активные действия, демонстрация силы в связи с невыполнением предложений этой стороны манипуляции, поведение в соответствии с выбранным самоутверждением.

Речевые коммуникации манипулятора в русле рационально-эмоциональной поведенческой терапии могут стимулировать:

- размышления по поводу рациональных убеждений;

- сравнение мыслей и когниций;

- опровержение иррациональных убеждений;

- действия и поступки, которых террорист иррационально боится (отпустить заложников, прекратить сопротивление, сдаться властям).

Психология переговоров с использованием приёмов нейролингвистического программирования (НЛП). Повышение эффективности переговоров производится за счёт использования психотехнологий НЛП: мета-модель и милтон-модель.

Мета-модель - психотехнология сбора достоверной речевой информации.

Смысл и содержание манипуляции всегда зависят от контекста ситуации, в которой она ведётся. Поведение человека в той или иной ситуации во многом определяется тем, как он её понимает. Манипулятор может быть либо пассивным получателем информации, либо активным собирателем информации.

Мета-модель служит эффективным способом вербального сбора информации. Мета-модель помогает говорить ясно, понятно, четко и определенно, а также собирать речевую информацию с высокой достоверностью и точностью.

Рассматривая мета-модель с позиции обратной связи, можно говорить о том, что уточняющие вопросы, которые задает манипулятор (в соответствии с требованиями мета-модели), являются реакцией на то, как манипулятором восприняты информация или требования, предъявленные объектом.

Мета-модель - структурированный способ сбора точной вербальной информации, основанный на экстренной подаче обратной связи. Мета-модель языка - это схема неточностей, «шероховатостей» вербальной структуры. Зная этот перечень языковых неточностей, можно (подобно тому, как мастер-скалолаз, ориентируясь на едва заметные выступы, цепляется за них, взбираясь на гору) сформулировать, например, необходимый и уместный в каждом конкретном случае вопрос.

Мета-модель можно применять для:

1) сбора точной словесной информации; точной и достоверной потому, что манипулятор, чувствуя языковую неточность, связанную, например, с требованием объекта (и зная о важности выполнения данного требования), немедленно задает нужный вопрос, уточняет, спрашивает, что именно имел в виду объект, при этом манипулятор не переносит своё понимание требования объекта на ситуацию;

2) передачи точной однозначной информации; т.е., зная мета-модель, можно научиться говорить ясно и чётко, избегать в речи неопределённости и выдвигать однозначно понимаемые контртребования.

Мета-моделирование связано с использованием мета-модели как набора средств для сбора точной вербальной информации и получения эффективной коммуникации. Оно представляет собой формализацию инстинктивного поведения манипулятора, когда он, находя неточности в языке собеседника, не «погружается в себя», не опирается в поиске пропущенной информации на свой внутренний опыт, а при необходимости стимулирует объект на формулирование более точных и определённых условий. Кроме того, собирая речевую информацию, манипулятор, используя мета-модель, может сделать вывод о психологическом портрете объекта, так как в словесной информации каждого человека отражается его личная карта мира.

Естественно, невозможно выяснить, что стоит за каждым словом, поэтому важно знать структуру мета-модели, чтобы, ориентируясь на значимые факторы, слушать не только содержание какого-либо высказывания, но и его форму.

Мета-модель - это перечень нескольких лингвистических различий, неточностей или «шероховатостей» языковой структуры. Имеется в виду не только понятийная многозначность (слова-омонимы), но и неопределённость семантического и причинно-следственного плана. Эти «шероховатости» можно разделить на 4 группы.

Навыки мета-моделирования появляются тогда, когда манипулятор, обнаружив необходимость заполнения пробелов в информации собеседника своей собственной субъективной реальностью, автоматически начинает задавать вопросы, диктуемые мета-моделью.

Изобретатели мета-модели Д. Гриндер и Р. Бендлер предупреждали тех, кто взялся за её изучение: «… для того чтобы стать компетентными в ней (мета-модели), вам необходимо будет отнестись к ней с особым вниманием, что характерно для работы по усвоению любого нового комплекса инструментов».

Милтон-модель - психотехнология речевого воздействия. Милтон-модель является психотехнологией, ориентированной на формирование навыков неопределённой речи.

Речевое воздействие в ходе манипуляции связано не только с умением говорить ясно, понятно, чётко и определённо, но и с умением говорить нечётко и неопределённо, умением говорить метафорично; последнее является сложным навыком и формированию его способствует освоение техник милтон-модели.

Милтон-модель разработана в рамках нейролингвистического программирования в целях эффективного выполнения трансонаведения и своим названием обязана американскому психологу и психотерапевту, гению гипноза XX в. - Милтону Эриксону. Милтон-модель иногда называют перевернутой, или обращенной мета-моделью.

Язык милтон-модели позволяет передавать информацию низкой точности, т.е. информацию, не имеющую однозначной аналоговой общности. Используя техники милтон-модели, можно говорить несодержательно, неопределённо, стимулируя объект на поиск смысла в его собственном опыте.

Язык является средством установления психологического контакта и речевого воздействия. Язык - средство настройки и присоединения к чувствам и мыслям другого человека. Присоединиться речевыми средствами к реальности другого человека - это значит с помощью речи описать его сенсорный опыт: то, что он обязательно должен ощущать, слышать и видеть. Но нельзя знать точно (на сто процентов), о чём думает другой человек, или точно знать, что он чувствует и какие образы возникают в его сознании. Поэтому манипулятор, используя психотехнологию, говорит предельно неопределённо, чтобы создать у собеседника иллюзию высококонтекстуальной беседы.

В этом случае манипуляции воспринимаются как взаимодействие, имеющее общие взгляды на обсуждаемые вопросы, у собеседников возникает ощущение взаимопонимания и доверия, и объект, легко и непринужденно «следует» за тем, что ему говорит манипулятор. Слушатель, воспринимая такую речь, не испытывает необходимости возразить, готовность согласиться с такой речью максимальна.

Милтон-модель не лучше и не хуже мета-модели, обе языковые модели необходимы и значимы для манипулятора, так как в профессиональном общении служат достижению конкретных целей.

В процессе переговоров идёт поочерёдная (сознательная или бессознательная) игра мета- и милтон-моделями языка. Например, констатирующая часть должна быть милтон-модельной, а постановляющая, наоборот, мета-модельной.

Вниманием объекта в ходе манипуляции можно управлять, ориентируя его на:

1) внешний мир, окружающую действительность, различные предметы, явления или других людей;

2) собственные мысли, собственные чувства или воспоминания объекта.

Милтон-модель как психотехнология необходима именно для реализации последней ориентации. Милтон- модель отличается тем, что показывает способы построения предложений с неопределённым текстом, с множеством допущений, искажений и неточностей. Милтон-модель, применяемая манипулятором, стимулирует объект на активный поиск смысла в собственном опыте. Эта психотехнология ориентирована на формирование навыков неопределённой речи, в том числе умений говорить метафорично.

Эффективность деятельности манипулятора связана не только с приобретением современных знаний по проблеме манипуляции с объектом, но и с приобретением ремесленных навыков по использованию известных и хорошо проверенных психотехнологий, а в последующем - с отработкой полученных навыков на практике и становлением профессионального мастерства в процессе реальной практической деятельности.

Всё написанное выше, является изысканными способами для достижения своих целей со стороны Глобального предиктора, его инструментом. Но данным ухищрениям противопоставлена Концепция общественной безопасности, терминологический аппарат которой, позволяет наделить все явления в Мироздании чёткой мерой. Это важное достоинство КОБ, оно разбивает в прах все системы, практики и манипуляции сознанием общества. Для того чтобы не быть объектом манипуляций, необходимо постоянно осваивать КОБ и ДОТУ.

Статья написана по материалам, изложенным в интернете.
Соратник КПЕ

 


Поиск по сайту