Внимание посетителей сайта

Сайт kpe.ru является самостоятельным образовательным ресурсом поддержки Концепции общественной безопасности, и не связан с какой-либо общественной организацией

Контактная информация

   mera@kpe.ru

Концепция Общественной Безопасности
Текущие теоретические и аналитические работы ВП СССР смотрите на сайте

Подписка на рассылку

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы всегда быть в курсе обновлений информации на сайте.

рассылки subscribe.ru
страница рассылки


Июль 2002: НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Просмотров: 5508

PDF | Печать |

1. Июль — месяц катастроф, техногенных и финансово-экономических. И все аналитики с 11 сентября 2001 года пытаются найти причины этой катастрофичности. Полгода назад вышел первый номер «Текущего момента», и сегодня можно подвести некоторые итоги этого вида информационной деятельности.

1. Июль — месяц катастроф, техногенных и финансово-экономических. И все аналитики с 11 сентября 2001 года пытаются найти причины этой катастрофичности. Полгода назад вышел первый номер «Текущего момента», и сегодня можно подвести некоторые итоги этого вида информационной деятельности. Прежде всего бросается в глаза тот факт, что власть и общество крутятся вокруг одних и тех же проблем, неразрешимых в период концептуальной неопределённости управления, на опасность которой мы обращали внимание практически в каждом выпуске «Текущего момента». Но именно потому, что проблема «концептуальной неопределённости» по-прежнему остаётся вне зоны внимания как властных «элит», так и общества в целом, июль из-за обилия авиакатастроф уже получил название в СМИ «чёрного авиаиюля».

«Минувшие выходные стали поистине черными днями авиации стран бывшего Советского Союза. В субботу на западе Украины, под Львовом, во время показательного полета рухнул на трибуны со зрителями истребитель Су-27 украинских ВВС. Погибли 83 человека, в том числе 19 детей. В воскресенье при взлете из аэропорта „Шереметьево-1“ упал в подмосковный лес Ил-86 „Пулковских авиалиний“, выполнявший технический рейс. На борту самолета находились предположительно до 12 человек. Точное количество жертв до вчерашнего вечера не было известно.

А начался этот страшный авиаиюль столкновением в небе над Германией самолета Ту-154 „Башкирских авиалиний“ и грузового „Боинга“. Кошмарное сходство этой катастрофы с бедой на Украине в том, что большинство ее жертв дети: из 71 погибших — 52 ребенка. Словно по неведомой злой воле это стало кошмарным почином. С перерывом в несколько дней происходят авиапроисшествия различной степени тяжести, но чаще всего сопряженные с гибелью экипажей и пассажиров. Над Таймыром пропадает вертолет Ми-6 с геологоразведочной экспедицией. После нескольких дней поисков спасатели находят обломки машины, никто из находившихся в ней не выжил. Падает Ми-8 на Дальнем Востоке — машина разбита, экипаж с тяжелыми травмами госпитализирован. Разбивается на Северном Кавказе под Ханкалой Ми-6 погранвойск — 12 погибших не в бою, а в результате „технических причин“. И что ни день, то заставляющие вздрагивать сообщения об аварийных посадках пассажирских лайнеров — у одного не вышла стойка шасси, у другого заглох двигатель, у третьего неполадка электрооборудования…» («Независимая газета» от 29.07.02г., статья М.Толпегина «Чёрный авиаиюль»)

Анализируя череду падений самолётов и вертолётов, автор статьи говорит об авиакатастрофах в бывших странах СССР как об устойчивом явлении и при этом задаётся вопросом: «Так что же происходит? Российская авиация попала во власть злого рока, после чего делает апокалипсический вывод: “«Человеческий фактор» авиации, как это ни страшно звучит, соберет еще немало жертв”.

2. Что представляет собой «человеческий фактор» для большинства дело тёмное и каждый понимает его проявление по-своему. Приверженным культуре гедонизма (есть удовольствие — есть жизнь, нет удовольствия — жизнь не имеет смысла), неспособным воспринимать мир, как единое целое, в котором всё причинно-следственно обусловлено, в катастрофах прошлого, настоящего и будущего видится проявление «злого рока». На основе анализа двух катастроф, происшедших на море и в воздухе, можно дать иное представление о «человеческом факторе».

31 августа 1986 года в Чёрном море, вблизи Новороссийска, не смогли разойтись на встречных курсах пассажирский теплоход «Адмирал Нахимов» и сухогруз «Пётр Васёв». В результате столкновения «Адмирал Нахимов» затонул в течение 8 мин., а остановившиеся корабельные часы, поднятые с затонувшего лайнера, показывали время трагедии 23.36 мин. В катастрофе погибло более 700 человек.

1-го июля в 23.35 по местному времени (в 1.35 — по московскому) на границе между Швейцарией и Германией на высоте 10 000 м не смогли разойтись российский пассажирский самолёт Ту-154, следующий рейсом Москва — Барселона, и грузо-почтовый Боинг-757, следующий рейсом Бахрейн — Брюссель. 71 человек стали жертвами этой катастрофы, из них 52 — дети, в основном из семей высокопоставленных чиновников Башкортостана.

Что может быть общего (кроме времени суток) в этих катастрофах, разнесённых периодом в 16 лет? То, что в обоих случаях транспортные средства нарушили правила расхождения на воде и в воздухе? Или может быть тот факт, что жертвами катастроф в основном стали отдыхающие? Нет, главное, по нашему мнению, другое: в обоих случаях были нарушения расписания со стороны не грузовых, а пассажирских средств передвижения. Сухогруз «Пётр Васёв» следовал в соответствии со своим расписанием и, если бы «Адмирал Нахимов» вышел в море точно по расписанию (он был задержан на час каким-то высокопоставленным чиновником), курсы двух кораблей не пересеклись бы и катастрофы не было. Но тот же самый алгоритм (нарушение расписания чартерных рейсов Ту-154) стал причиной гибели пассажиров башкирской авиакомпании.

У многих, кто анализирует эти и другие схожие по своим алгоритмам катастрофы, может возникнуть ощущение, что таким образом Бог наказывает всех бездумно жаждущих удовольствий.

3. Нет, Бог никого не наказывает. Из всех видов на Земле только человеку Он дал свободу выбора и свободу воли. Но дал именно человеку, а не человекообразному существу с типом строя психики животного, зомби или демона. И если само общество устанавливает для всех какие-то «правила поведения», а потом некоторые индивиды в силу своих неудовлетворённых амбиций и личностного демонизма этими правилами пренебрегают, то не стоит удивляться, когда после этого причастные к катастрофам терпят ущерб, значительно превосходящий по своим последствиям их вожделения. В Западной цивилизации это называется «эффект обезьяньей лапы», а по-русски «За что боролись, на то и напоролись».

Военный самолёт обрушился на толпу зевак во время авиационного шоу на аэродроме Западной Украины, близ Львова — в самом центре «жовтоблакитного» национализма. Но вряд ли кому-либо из родственников погибших придёт в голову увидеть связь между амбициозными заявлениями националистических «элит» Украины о вступлении в военно-политический блок НАТО с падением на головы их близких истребителя Су-27 — оружия, разработанного в СССР, государстве — противнике НАТО в «холодной войне», на обладание которым самостийная Украина не имеет никакого морального права. И потому, как это ни опечалит многих родственников жертв этой катастрофы, такая связь существует, поскольку простые труженики России, Украины и Белоруссии составляют ядро многонационального русского народа, и всякие попытки националистических «элит» столкнуть эти народы в военном противостоянии будут пресекаться Свыше, ибо «Бог не есть Бог неустройства, но мира».

Индивидам свойственно придерживаться Богоначального или Я-центричного мировоззрения, но Бог не поддерживает любые разновидности Я-центризма, в которых проявляется атеизм. Человек по определению не может быть атеистом. Если он атеист, то это ещё не человек, а индивид с типом строя психики животного, зомби или демона. Другими словами, если бы в коллективной психике библейской цивилизации, породившей техносферу, действовал «человеческий фактор», то катастроф бы не было. А количество катастроф стремительно растёт, и не только в России, вследствие того, что в коллективной психике цивилизации выражается несостоятельность в качестве человека множества человекообразных носителей типов строя психики животного, зомби, демонического. Каждый день все средства массовой информации приносят сообщения о взрывах, пожарах, наводнениях, крушениях и столкновениях во всех странах мира и многие ищут причину нарастающего, как снежный ком, вала катастрофичности. По нашему мнению, причины катастрофичности современного мира две:

    первая с середины ХХ века в мире произошла смена отношений эталонных частот биологического и социального времени и к началу XXI века в жизнь входит уже третье поколение, родившееся в условиях новой логики социального поведения;

    вторая концептуальная неопределённость управления, которая обострилась с появлением в Русской цивилизации альтернативно-объемлющей по отношению к Библии концепции управления. Выход из него один — всем становиться человеками.

4. В мартовском «Текущем моменте» мы затронули проблему различения правды и лжи, которая в понятийном аппарате библейской концепции управления была обозначена статьёй столичного политолога С. Кургиняна «Правда — почти как смерть!» Поскольку проблема остаётся неразрешённой в том смысле, что её освещение не вышло за пределы столичной аналитики, то три месяца спустя газета «Известия» № 126 от 20.07.02 г. снова вернулась к этой проблематике в статье штатного обозревателя Ю. Богомолова «Тяжёлый случай»

«Правда там, куда нельзя, правда в той комнате Синей Бороды, которая заперта и в которую неразрешено под страхом смертной казни заглядывать. Правда — это то, что скрыто, спрятано, закопано и находится под семью печатями. Или под грифом “Совершенно секретно”. Правда — прежде всего запретный плод. Сейчас, пока мир, она в открытом доступе, и везде её можно увидеть. Или не увидеть. Или не узнать, встретившись с ней».

Если читатель спросит, что же всё-таки представляет собой явление концептуальной неопределённости, то цитированное выше — самый яркий её образец, поскольку автор статьи не в состоянии определиться: так всё-таки «правда скрыта, спрятана, закопана и под грифом СС, или она — в открытом доступе и её везде можно увидеть?» Тем не менее для большинства современных публицистов и политологов проблема «Правды» действительно всегда — «тяжёлый случай», потому что Правды-истины «вообще» не существует, ибо истина всегда предметна, конкретна и потому она — в открытом доступе и её можно увидеть. Было бы желание. Вопрос существования или отсутствия правды-истины разрешается в конкретных жизненных обстоятельствах, а не в абстрактных рассуждениях политических обозревателей. И поскольку конкретная правда-истина для представителей прессы, обслуживающих «элитарные» кланы, всегда нравственно неприемлема, то её различение на фоне постоянной лжи СМИ действительно «тяжёлый случай». И чтобы обвинение в отсутствии различения у политических обозревателей не были голословными, процитируем Ю. Богомолова дальше:

«Перед нею (по контексту — правдой-истиной) и пасуют наши старые новые правые. По крайней мере, те, которые всё время на публике, на политической авансцене. И все вместе, правые и левые, накануне избирательных кампаний дружно и радостно становятся в боксёрскую стойку. Потому что выборы — это как бы снова война. Притом гражданская. Хотя и холодная. Но опять же, боюсь, не на жизнь.

…У Бабеля есть неоконченный сценарий про Беню Крика, которого молодой большевик пытается обратить в марксистскую веру. Он ему притаскивает тома Маркса, Энгельса, брошюры Каутского, Плеханова. Беня на них не взглянул. «Ты, — говорит, — не носи мне книги, ты мне людей покажи».

Где и когда обозреватель «Известий» видел большевика с томами Маркса и Энгельса, да ещё пытающегося обратить в марксистскую веру еврейского уголовника Беню Крика? Так можно дойти и до одиозного понятия «еврейский большевик». «Еврейский большевик», как бессмысленное словосочетание конечно может существовать… в литературе, но еврейский писатель Бабель писал в основном о меньшевиках-троцкистах, а истинных большевиков-сталинистов, которые в меру своего понимания даже во время гражданской войны сопротивлялись р-р-еволюционному напору троцкистов, он просто не замечал, поскольку их цели в отношении будущего России были для него нравственно неприемлемы.

5. «Люди выразительнее идей. — продолжает Ю. Богомолов, — Особенно когда речь идёт о публичной политике. Здесь — хочешь не хочешь — приходится пить с лица. Но лица такие — что хоть от жажды помирай.»

Последняя фраза политического обозревателя, выделенная нами жирным шрифтом, многого стоит. В предыдущих номерах «Текущего момента» не раз говорилось, что Концепция Общественной Безопасности (КОБа) является альтернативно-объемлющей по отношению к библейской концепции управления, что означает: все приверженные мировоззрению калейдоскопа в меру своего понимания работают на себя, а в меру своего непонимания на носителей мозаичного мировоззрения. Другими словами, сами того не понимая, они несут основные положения КОБы обществу. Это как раз и делает в своей статье Ю.Богомолов, поскольку его слова несут в себе (пусть и неосознаваемую) негативную оценку всей современной кадровой базы, сформированной библейской концепцией управления. Но более того, поскольку одним из главных положений объемлющей концепции является утверждение о том, что написанное слово — мёртвое (отсюда название КОБы «Мёртвая вода»), то цитируемый выше фрагмент статьи обозревателя «Известий», вне зависимости от того, хотел автор этого или нет, показывает, что «вода живая» проникает в общество через живую речь и потому она всегда личностно «окрашена». Понятийный аппарат любой концепции управления формируется на основе индивидуальных образов по отношению к её основным положениям. И речь в этом фрагменте статьи Ю. Богомолова по существу идёт даже не столько об ущербности всей кадровой базы библейской концепции управления (левые и правые — в общепринятой марксистской терминологии), сколько об ущербности калейдоскопического библейского мировоззрения, поскольку мировоззрение — в образах, а миропонимание — во взаимном соответствии лексики образам.

6. Может так обстоит дело только в России, где КОБа имеет достаточно много своих сторонников, а на библейском Западе это правило не действует?

В последнее время за рубежом особой популярностью пользуется итальянский писатель Умберто Эко (1932 г. рождения). В 1980 году профессор Умберто Эко опубликовал свой первый роман — “Имя розы”, принёсший ему всемирную литературную известность. К настоящему времени роман переведен на 30 языков и издан общим тиражом более десяти миллионов экземпляров. На основе этого романа создан фильм, который уже не раз шёл по центральным каналам российского телевидения и по его сюжету были даже сделаны «Куклы». Может возникнуть вопрос, почему именно этому писателю на Западе и в России уделяется столько внимания? «В мировом научном сообществе профессор Эко, преподаватель Болонского и почётный доктор многих иностранных университетов, знаменит в первую очередь своими работами по медиевистике, истории культуры и семиотике. Учёный не часто высказывается на темы этики и общественной морали», — сообщается в предисловии к недавно вышедшей у нас его книге «Пять эссе на темы этики».

«Суть лингвистической задачи сводилась к следующему: существуют ли “семантические универсалии”, то есть элементарные понятия, общие для всего человеческого рода и находящие выражение на любом языке. Проблема эта не так уж легкоразрешима, если учесть, что во многих культурах отсутствуют понятия, кажущиеся нам очевидными.»

Это фрагмент из первого эссе под названием «Когда на сцену приходит другой», которое можно интерпретировать и как неосознаваемое предчувствие появления концепции, альтернативной Библии, тем более, что эссе родилось из письма-ответа кардиналу Карло Мария Мартини. Так о чём же пытается поведать миру профессор Эко? О том, что он подозревает, но сомневается в том, что существуют предельно обобщающие понятия, из которых разворачивается понятийная система всякого мировоззрения и миропонимания, будь оно калейдоскопическим или мозаичным. В КОБе определены три таких «элементарных понятия», которые составляют основу мозаичного миропонимания — материя, информация и мера. В калейдоскопичном библейском миропонимании таких «элементарных понятий» четыре — материя, энергия, пространство и время. И вот Умберто Эко, естественно сторонник библейского калейдоскопического мировоззрения, начинает рассуждать об «элементарных понятиях», присущих мозаичному миропониманию.

«В последнее время стало известно, что в электронике цепочки сообщений способны пересылаться с одного физического носителя на другой, не утрачивая невоспроизводимых параметров, и похоже даже, что в то мгновение, когда, покинув один физический носитель, они не успели запечатлеться на втором, они существуют в виде чистого алгоритма».

А это уже попытка выразить в понятийных категориях калейдоскопа предельно обобщающие понятия Концепции Общественной Безопасности, в которой вселенная — процесс триединства материи, информации и меры. Алгоритм — мера, «цепочки сообщений» — информация. Профессор Эко уже поднялся до того, что стал понимать: «информация» — такая же объективная категория, как и материя (в его терминах — физический носитель, в наших — материальный). Но для профессора, почётного члена многих университетов мира, мера и информация пока ещё одно и тоже, то есть неразличимы. Однако, если он будет стараться и преодолеет личностный атеизм, то как знать…

7. Вторым по значимости событием июля можно считать надвигающийся глобальный финансово-экономический кризис, о котором мы неоднократно предупреждали с 1997 года в аналитических разработках. Бывшего «совка», а теперь — свободного россиянина власть столько раз «кидала», что он заметался: как сберечь то немногое, что удалось скопить в эти смутные времена? И вот 16 июля министр финансов Кудрин на вопрос ведущей ОРТ, в какой валюте сегодня лучше держать сбережения, ответил неопределённо: «Свои небольшие сбережения я держу в рублях». Естественно, что после такого ответа миллионы телезрителей задались уже определённым вопросом: «Интересно, а в какой валюте министр финансов держит свои большие сбережения?» Примерно полгода назад, 10.01.02г. П. Родионов, бывший в то время первым заместителем главы Газпрома, на подобный вопрос gazeta.ru ответил так, как он понимал проблему кредитно-финансовой системы: «С появлением евро усилится соревнование между США и объединённой Европой, а сфера использования доллара неизбежно сократиться. Произойдёт существенное снижение потребности в долларах, обслуживающих внешнеторговые операции. Ведь на государства ЕС приходится 38% мировой торговли. Аналогичный показатель для США составляет всего 12%, однако в долларах при этом совершается 48% всех торговых операций. Естественной реакцией европейских центробанков на валютную интеграцию станет сокращение долларовой массы и увеличение доли других валют (евро, иены). Объем “лишней” долларовой массы, как предполагается, составит 50 млрд. долларов (наше замечание: вся “лишняя” ничем не обеспеченная долларовая масса в мире составляет сегодня примерно 50 000 млрд, то есть 50 триллионов долларов). Между тем долларизация России достигла невиданных масштабов. Практически все накопления населения и предприятий происходят в долларах. В преддверии раздела мирового финансового рынка, страхуясь от обесценения доллара, Россия может “уйти” в евро и выбросить на валютный рынок до 60 млрд. долларов (а здесь он ошибся на один нуль). И они сыграют роль выстрела стартового пистолета. Сброс долларов будет нарастать как снежный ком. Долларовая пирамида может обрушиться, как рухнула пирамида ГКО в России.»

Вскоре после этого интервью Пётр Родионов лишился своей весьма «хлебной» должности.

После крушения Энрона и WorldCom вопрос о крушении мировой кредитно-финансовой системы видимо встал настолько остро, что левые и правые марксисты забили тревогу. Правые либералы заговорили даже о «мобилизационной экономике» (статьи М. Антонова на сайте pravda.ru) и о национализации сырьевых отраслей («Закон о недрах» в администрации президента). Не прекращается обсуждение проблемы возвращения валюты вывезенной из страны, но есть и такие (Шохин, например), кто считает, что сотни миллиардов долларов, если они вдруг вернуться в Россию, окончательно угробят её экономику, поскольку сотни миллиардов долларов для выплаты зарплаты придётся обратить в триллионы рублей.

8. По нашему мнению, все эти мероприятия не способны решить проблемы российской экономики и цивилизации в целом, вступившей в период глобализации. Деньги — всего лишь технологическая среда, без которой любая экономика работать не будет. Но «такой среды» должно быть не больше и не меньше, а ровно столько, сколько нужно, чтобы «машина экономики» двигалась. Любой водитель знает, что если его двигатель потребляет на 100 км 5 л бензина, а бак у него на 50 литров, то двигатель автомобиля всё равно не сможет развить скорость, выше обеспеченной конструктивно и указанной в паспорте, если водитель установит бак не 50, а 500 литров. Есть некий стандарт энергообеспеченности и в мировой экономике, который из-за необеспеченности всех валют, но прежде всего доллара, сегодня нарушен. Почему такое произошло в современной цивилизации — тема отдельного разговора. Сегодня об энергорубле стали говорить многие, но мало кто при этом поднимает вопрос о необходимости поддержания стандарта энергообеспеченности экономики[1]. Но этот вопрос напрямую связан с другим вопросом: по какой концепции управления пойдёт процесс глобализации в XXI веке?

9. Сегодня для многих становится очевидным, что кредитно-финансовая система, основанная на ростовщичестве, идёт к своему закономерному краху. Но даже после её обрушения жизнь на Земле не остановится и общество неизбежно сформирует основные положения экономики будущего и обслуживающей её кредитно-финансовой системы. Мы живём в цивилизации, где все зависят от системы производства и распределения продукции, и потому уже сегодня на темы экономики вообще не имеет морального права высказываться всякий, не сформировавший у себя в уме хотя бы самого общего представления о том:

  • что такое межотраслевые балансы продуктообмена и финансового обмена;
  • как они связаны друг с другом;
  • как внутриотраслевые процессы описываются аппаратом математической статистики и теории вероятностей;
  • как эти описания внутриотраслевых процессов связаны с системой бухгалтерского учёта;
  • что представляет собой инструментарий настройки рыночного механизма на саморегуляцию производства и распределения;
  • как этот инструментарий выражается в межотраслевых балансах;
  • как цели производства и распределения, свойственные обществу, выражаются в межотраслевых балансах;
  • как должна строиться система планирования, чтобы она порождала преемственную последовательность плановых балансов, отвечающих осуществлению нравственно здоровых целей производства и распределения продукции;
  • как должна меняться налогово-дотационная, кредитная и страховая политика в процессе осуществления преемственной последовательности плановых балансов так, чтобы реальные показатели производства и потребления были бы не хуже плановых заданий и тем самым осуществились бы избранные цели.

И главное — необходимо понимать:

  • почему целеполагание в системе планирования должно быть демографически обусловленным в русле избранной глобальной политики;
  • как практически выявляются демографически обусловленный и деградационно-паразитический спектры потребностей;
  • что именно принадлежит каждому из них в наши дни.

Ответы на все эти и другие более сложные вопросы экономики и финансов будущего вы сможете найти на сайте www.dotu.ru в работах Внутреннего Предиктора СССР «Краткий курс…», «Мёртвая вода» (Концепция Общественной Безопасности), «Форд и Сталин: О том, как жить по человечески».


[1] Стандарт энергообеспеченности по определению — соотношение «мощность энергостанций (либо иная однозначно определённая мера энергопотенциала общества)»/«количество средств платежа в обращении», а не тариф на потребление энергии.

Внутренний Предиктор СССР. 31.07.02

Поиск по сайту