Сайт kpe.ru является самостоятельным образовательным ресурсом поддержки Концепции общественной безопасности, и не связан с какой-либо общественной организацией
Если ты уже знаком с КОБ,
то делай пять дел…
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы всегда быть в курсе обновлений информации на сайте.
рассылки
26.10.2009 01:00
Газета «АиФ» (21.10.09 г., «В доле с врагом») на своих страницах приводит материал, в котором сообщает причины тесного сотрудничества правительства СССР с нацистской Германией в предвоенные годы.
В конце 30-х годов 20-го века, находясь в экономической изоляции, экономических партнёров у Советского Союза, кроме гитлеровской Германии практически не было. Понимая это и зная о планах Гитлера напасть на СССР, советское руководство во главе с И.В. Сталиным всё-таки пошло на сотрудничество с ним. Сегодня можно утверждать, что такой шаг был полностью оправдан экономикой Советского Союза и международной обстановкой в мире.
Ниже приводим текст статьи полностью. Выделения слов в тексте жирным шрифтом ― ИАС.
ИАС КПЕ
В доле с врагом.
Как СССР перед войной торговал с нацистской Германией
После подписания в августе 1939 г. между Германией и СССР договоров о ненападении торговле наши страны стали союзниками. Германия предоставила Советскому Союзу кредит в 200 млн. рейхсмарок, на которые закупалась продукция немецкой промышленности. Рассчитывался СССР сырьём. Последний эшелон с советской пшеницей проследовал на запад за несколько часов до нападения Гитлера на Советский Союз. Этот исторический факт позднее породил легенду о глупом Сталине, который так боялся нападения нацистов, что всячески задабривал их «курами, млеком и яйками». А как развивался товарооборот на самом деле?
Алексей Исаев, историк Второй мировой войны:
«В 30-е годы Советский Союз строил свою промышленность практически с нуля и крайне нуждался в новых станках, материалах, технологиях. Однако из-за начавшейся в конце 1939 г. советско-финской войны СССР попал в международную изоляцию, и Германия стала едва ли не единственным поставщиком важного для оборонной промышленности оборудования.
В свою очередь, Германия нуждалась в поставках сырья из России. Сотрудничество было взаимовыгодным. Например, немецкие станки использовались при производстве танков Т-34».
Алексей Байков, кандидат исторических наук: «Немцы демонстрировали советским специалистам всё, о чём их просили. В то же время каждая из сторон старательно тянула одеяло на себя. Если у членов нашей военно-промышленной делегации не было иных интересов, кроме государственных, то с немцами было сложнее. Заботясь о фатерланде, их промышленники и себя не забывали.
Авиастроительная фирма «Хейнкель», к примеру, так рекламировала свой рекордный истребитель He-100, что наша делегация купила аж пять этих самолётов! И зря: на вооружение люфтваффе он так и не поступил. Наши, в свою очередь, взяли «посмотреть» перед покупкой технические проекты линкора «Бисмарк». От покупки вскоре отказались, но чертежи скопировали.
СССР приобрёл в итоге другой немецкий военный корабль ― крейсер «Лютцов», переименованный у нас в «Петропавловск». Он попал на Балтику, к 22 июня 1941 г. был готов на 65%. Это не помешало восьмидюймовкам (203 мм) «Петропавловска» бить по немцам и во время обороны Ленинграда, и при прорыве блокады.
Но вообще немецкие поставки не столько сами стреляли по вермахту, сколько помогали производить то, что стреляло. Зуборезные и карусельные станки, электрическое и буровое оборудование, паровые турбины и генераторы ― различной техники к маю 1941 г. было получено из Германии примерно на 33,7 млн. рейхсмарок. Всё это «железо» потом активно ковало «оружие Победы».
Михаил Мухин, историк авиации: «Сотрудничество СССР и Германии перед войной дало, пожалуй, самые неожиданные результаты именно в области авиастроения. Взять хотя бы 35 самолётов, что были нами закуплены, и те, что немцы нам только показали.
Термические антиобледенители для советских бомбардировщиков ДБ-3 были скопированы с «юнкерсов». Капоты истребителей МиГ-3 ― с «мессершмитов». По немецким образцам были сделаны протектированные (самозатягивающиеся) бензобаки советских самолётов…
Однако важнее было, пожалуй, не то, что заимствовалось, а то, что было отвергнуто. В 1940 г. советская комиссия зафиксировала, что в германской авиапромышленности нет поточной сборки. Высокая квалификация германских рабочих позволяла обходиться без конвейера. В Москве подумали и решили: пока у нас нет рабочих с такой квалификацией, от конвейера отказываться нельзя.
Сборка самолёта на одном из заводов
Это решение полностью себя оправдало, когда война потребовала многократно увеличить выпуск самолётов».
Сергей Осипов, АиФ