Сайт kpe.ru является самостоятельным образовательным ресурсом поддержки Концепции общественной безопасности, и не связан с какой-либо общественной организацией
Если ты уже знаком с КОБ,
то делай пять дел…
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы всегда быть в курсе обновлений информации на сайте.
рассылки
19.03.2010 00:09
«Ты правишь, но и тобой правят»
Плутарх,
древнегреческий историк
В штаб КПЕ поступило письмо от наших соратников из Пензенской области. В письме они рассказывают о том, как в сельской местности под видом так называемой «оптимизации» расходов, местные чиновники безжалостно уничтожают образование, закрывают сельскую школу. К письму были прикреплены статья из местной газеты и аудио запись встречи жителей рабочего посёлка Тамала Пензенской области, с чиновниками, курирующими образование в области и в Тамалинском районе.
Ниже приводим эти материалы.
ИАС КПЕ
Газета «ГлаголЬ»
Выпуск № 27 от 15.03.2010 г., р.п. Тамала
Из словаря: Оптимизация (математика) — нахождение оптимума (максимума или минимума) функции при выполнении некоторых ограничений
«Давайте возьмём ручку, бумагу, сядем и посчитаем…» (Глава Тамалинского района Чучуваткин И.П.).
10 марта 2010г. состоялась встреча родителей и преподавателей школ - жителей нашего района с министром образования Копешкиной Светланой Константиновной, прибывшей в наш район с рабочим визитом.
Присутствующие выслушали позицию министра по так называемой оптимизации школы. Цель визита - рекомендовать порядок оптимизации школ Тамалинского района на основе указа № 607 и постановления РФ №322. Встреча состоялась в здании школы № 2. Депутатский корпус на встрече не присутствовал, во всяком случае, об этом заявлено не было. В президиуме были: Министр образования Пензенской обл. КопешкинаС.К., Глава района Чучуваткин И.П. замглавы Федина Т.А., зав.роно Лазарева Е.Ю.
Аудитория была наполнена преимущественно учителями 2 и 3 школы, группой представителей с. Берёзовка, родителями школьников, не равнодушными к судьбе школы, своих детей и своему будущему. Первыми высказали свои претензии жители с Берёзовка, которые оптимизацию прочувствовали на себе: три года дети ездят в Тамалинскую школу на желтом автобусе, даже без сопровождающего, а по причине поломки автобуса учащиеся только в текущем году пропустили более 30 учебных дней. Идут дети с дальнего конца деревни - 10 человек! - по полному бездорожью 3,5км. Они идут ранним утром к автобусу - а автобус может и не прийти… Простоял ребёночек на ветру, дожде или стуже - и пошёл домой. 3,5 + 3,5=7, т.е. семь км. с утра пораньше в любую погоду, с полным ранцем книг... Небось, для тех, кто проводит такую оптимизацию, путь к знаниям был менее тернист. Тем не менее, они предлагают именно такой путь Березовским детям как благо цивилизации. «Мы собрали 2,5 тыс. для прочистки дороги, — жалуются жители Березовки, — но у нас нет столько денег для прочистки дороги каждый день во время снежной зимы». На эти сетования ответила зав.роно Лазарева Е.Ю.: «Скажите пожалуйста, что сделали жители села, чтобы у Вас было хорошо? Скажите пожалуйста, кто же будет за ваших детей беспокоиться, если не вы сами?» «У вас —оптимизация, а у нас — освобождение карманов», — ответили ей сельчане. — Каждый ребёнок имеет право на доступное бесплатное образование. А вы заставляете нас детей в интернат, т.е. в детдом отдавать. В какой деревенской школенаберётся 90 человек? Самое большое —наберётся 30-40 человек, но их тоже надо учить». Сельчане подняли вопрос, что от Березовской школы до Тамалинской 18 км, (примечание редакции: по СанПин если расстояние до ближайшей школы более 15 км, то школа должна быть сохранена). Министр Копешкина С.К.. сказала, что«это ГАИ будет мерить». (примечание редакции: почему именно ГАИ??? для этого есть соответствующие службы и карты, наконец)
Лазарева Е.Ю.:«У вас тема-то какая? Вы можете упорствовать долго, я даже не знаю, откуда вы будите мерить, по СанПин ребёнок 5-9 кл. может идти 4 км до школы пешком. Совершенно беспредметный разговор. Вы в нас видите людей, желающих закрыть вашу школу. По проекту полной оптимизации в районе должно остаться четыре кустовые средние школы: В. Враг, Вишневое, Варварино и первая школа р.п. Тамала. Для того чтобы закрыть доступность качественного среднего образования и по удалённости мы смотрим по СанПину. С нас уже сняли деньги, у нас с вами нет другого выхода. Мы не ликвидируем учебные заведения: в проекте только изменение статуса».
(примечание редакции: понижение статуса для школы обозначает, что из средней 11 классов она понижается в основную 9 кл., из основной она понижается до начальной 4 кл., а начальную просто «оптимизировано» закрывают.)
Копешкина С.К. :«С 2000 г. все районы сетью образовательных учреждений неспешно занимались. Каждый ребенок, независимо от места жительства, должен получить качественное образование в качественных условиях. Для этого проводится оптимизация. Если в одной школе— 30 детей, и в другой — 30 детей, вступает тема неэффективных расходов. И четырнадцать детей в классе — не главное, и деньги — не главное, но тема неэффективных расходов все равно будет у нас стоять. Неэффективных расходов — миллиард. Средняя зарплата педагогов по России — 12 тыс. Избыточность пед. кадров внутри системы порождает нищенство, огромное нищенство. У нас учителя согласны на 3-4 тыс., тема очень тяжелая, здесь букет вопросов. Три района: Спасский, Тамалинский и Никольский, где самая низкая наполняемость: денег будет все меньше приходить. Особенность вашего района: школы огромные». (примечание редакции: Предшествующие руководители заботились о детях и строили большие школы, совсем не рассчитывая на то, что эти школы будут закрывать под видом оптимизации).
Копешкина С.К.: «Хуже всех написали ЕГЭ из школ, где учащихся меньше всего! Их же два человека, их же, как медведей, дрессировать можно на шесть заданий целый год! В тамалинском районе средняя наполняемость класса—7,2человека… Одичали люди, учитель привык, что с него никто не спросит, если в классе у него 2 человека!» — (примечание редакции: вот какого мнения о нас госпожа министр: она в Тамалу в зверинец, к дикарям приехала нести свет новой, ОПТИМИЗИРОВАННОЙ образованности и культуры!).
Из зала задали вопрос о безопасности образования в первой школе р.п.Тамала: вспомнили, что несколько лет назад там было обрушение, и до конца работы по укреплению произведены не были, на что И.П. Чучуваткин ответил, что летом ремонт будет продолжен (примечание редакции: а на данный момент школа, по всей вероятности, не может гарантировать полной безопасности, тем не менее, в ней учатся местные дети, да к тому же сюда возят детей из сел! Зато в ней одной в посёлке есть ТЁПЛЫЙ ТУАЛЕТ!!! Если в сельской школе нет тёплого туалета, это не значит, что школу надо закрыть, а детей возить за 15 и более км. в тёплый туалет, но в небезопасное, аварийное здание. В конце концов, можно сделать этот туалет и в сельской школе).
От учителей 2-ой и 3-ей школ задали вопрос об экономической целесообразности слиянии школ р.п. Тамала «в одно юридическое лицо». Грамотные люди — учителя — не могут понять: откуда может взяться экономия, если здания предполагается оставить те же, если обслуживающий персонал останется то же, затраты на электроэнергию и отопление останутся без изменений. На это министр Копешкина С.К. ответила: «Мне хочется, чтобы не было у вас ощущения, что нет денег, поэтому все закрывается. Не это главное. Тамала относится к городским поселениям – норма 19,8 наполняемость класса. Надо проводить работу и разъяснять родителям, что, сейчас нормативно-подушевое финансирование: условно говоря, их ребёнок стоит 14 тыс. в год». Реплика из зала: «В селе школу закрывать нельзя, ни одну!», на что министр ответила: «Не надо полагать, что люди приехали из какого-то другого мира, и они ваших проблем не понимают. Это очень больно, это очень больно, когда закрывается школа». Реплика из зала: «Кому больно?»
Копешкина С.К.: «Больно любому человеку, который хоть немного понимает…» Реплика из зала: «У кого закрывается школа – тому больно, а кто в кабинете сидит – того эта боль не касается.». Копешкина С.К.: «Вы готовы к тому, что ваши дети, закончив вашу школу, остались в вашем родном селе?» Реплика из зала: «Конечно». Копешкина С.К.: «Чтобы у них было рабочее место в вашем селе?» Реплика из зала: «Конечно». Копешкина С.К.: «Чтобы никуда не уезжали в Пензу?». Реплика из зала: «Конечно». Копешкина С.К.: «Да, Вы сейчас просто врёте!» (примечание редакции:, Интересно, и кто это здесь врёт? Какой отец или мать хочет, чтоб его дети жили на чужбине, а самим в одиночестве коротать старость? Каждый человек хочет жить дома. И, отучившись в техникуме или в вузе в городе, вернуться к родному очагу, родному быту, родным традициям, а не скитаться по общагам и съёмным квартирам по мегаполисам в поисках любого заработка. И только отчаяние от полнейшей безработицы гонит людей, и молодых, и не очень, прочь из родного дома. Министр огульно обвиняет во вранье людей, говорящих о своем стремлении жить у себя дома, на родной земле, и видеть рядом с собой подрастающих детей, внуков, правнуков.)
Завуч по воспитательной работе 2-й школы привела статистические данные, что количество детей, приходящих в школу каждый год, даже в сегодняшние кризисные времена имеет тенденцию к росту, и просила от имени детей,учителей и родителей: сохранить школу.
Чучуваткин И.П. возразил: «7,2 ученика на одного учителя сейчас у нас по району потому, что мы в течении 3-5 лет ничего не предпринимали, и ожидали, что всё нам простят. Сейчас мы живем в правовом поле по тем законам, которые на сегодняшний день действуют. Если мы соберем те налоги … Мы собираем 21,8% налогов, мы должны приближаться к усредненным цифрам, чтоб нам выжить. Чтобы содержать юридические лица—такой необходимости нет. Не будет у нас теперь государственных организаций, чтобы создать рабочие места: остались только здравоохранение, образование, культура и соцзащита, больше—нету. Остальные – частники. Те цены, которые представляли, это частники просчитывают и составляют бизнес-планы. Лицензию на существующие школы не положено давать». Далее он много говорил о затратности образования в р-не, предлагал «давайте возьмём ручку, бумагу, сядем и посчитаем…», настаивал на создании кооперативов при школах, и вместо школ из сокращённых учителей… (примечание редакции: На ЭТО предложение в зале поднялся ТАКОЙ ГУЛ НЕОДОБРЕНИЯ, что речь руководителя перестала быть слышной. Но он продолжал гнуть свою линию)
Чучуваткин И.П. – «Село распадается не от того. Школа есть, а в школе — все меньше с каждым годом, а причина в том, что нет рабочих мест, молодёжь туда не возвращается, а школа сдерживает развал.
Если школу убрать - развал пойдет ещё быстрее». (примечание редакции: на реплику из зала: «То есть Вы нас планомерно ведёте к развалу??? Ваша цель – развал???» — ответа не последовало. Да и чего удивительного? какое дело до наших бед приезжему из соседнего р-на человеку, который скоро год как Глава района, а ежедневно ездит на работу из г. Белинского, где он проживает).
2,5 часа министр и президиум пытались убедить присутствующих, в том, что оптимизация (сокращение и слияние школ) — это благо, но никто из зала с подходом чиновников не согласился. Ни один человек не высказался о том, что ему по нраву происходящие перемены. Если исходить из того, что оптимизация образования была придумана на благо людей, то почему же люди так единодушны в своем мнении и не принимают эту реформу? Не могут все быть неправы. Не может быть такого, чтобы всё население было не право, а малая группа чиновников – правы. Надо не детей всеми правдами и неправдами свозить к отдаленному объекту образования, а сохранять и развивать ту систему, которая существует на местах. Если государственные программы нацелены на развитие села, то они не могут ухудшать положение, отбирая у села школу: доступную, безопасную, большую, оборудованную сельскую школу. Подписывая акт о закрытии сельской школы, чиновники подписывают селу смертный приговор. Семьи, имеющие детей, покинут эти сёла. Закон и нормативы писали люди, и, предположительно, для людей и для их пользы. Но если людям от закона нет пользы, а один вред, может, все дело в несовершенстве закона, а не в несговорчивости тех людей, во имя блага которых этот закон написан?! Конечно, обидно, что Дума так долго думала и додумалась только до такого, что от оптимизации школ образуются пессимистические настроения у сельского населения и учителей. Как можно додуматься до того, что ОБРАЗОВАНИЕ на своём низшем этапе, т.е. в школе, может быть ПРИБЫЛЬНЫМ, а не затратным??? Все страны, в которых в настоящее время идёт экономический подъём, ВКЛАДЫВАЮТ ОГРОМНЫЕ СРЕДСТВА НА НАУКУ, а наука начинается со школьной скамьи. Почему-то не может понять чиновник, что НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК НА СВЕТЕ НЕ ЖИВЁТ «НЕЗАВИСИМО ОТ СВОЕГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА»!!! То, что чиновник пренебрежительно называет «местом жительства», на самом деле для каждого – самое главное место на земле: его ДОМ, его СЕМЬЯ, его РОДИНА. Ребёнок должен расти и воспитываться ДОМА: в родном селе, в родной школе, и родители должны спокойно работать, не переживая ежегодно по тому поводу: закроют их сельскую школу в этом году или в следующем. В этой неприкосновенности основ образования – корень СТАБИЛЬНОСТИ, которую у нас украли во времена перестроек. И только стабильность может стать отправной точкой для повышения рождаемости, улучшения уровня жизни на селе, и во всей стране. «Регионы, занимаясь реструктуризацией сети общеобразовательных учреждений, должны гибко подходить к вопросам сохранения малокомплектных школ, ориентируясь на конкретную ситуацию на той или иной территории. Об этом заявил Президент России Дмитрий Медведев в рамках рабочей встречи с губернатором Самарской области Владимиром Артяковым, прошедшей 17 сентября». Министр Копешкина С.К. : «Если у нас один 10-й и один 11-й кл. — о каком профильном обучении может идти речь? Идеальный вариант: все десятые и одиннадцатые классы Тамалы должны оказаться вместе. Если будет 6 десятых и 6 одиннадцатых классов, у них будет больше выбора: кому химию, кому физику. В современной школе должны быть кабинеты химии, биологии, физики, технологии, с современным оборудованием. Очень много учебных заведений может остаться без лицензии, в рамках закона».
От редакции: И где же такое можно найти на селе, чтоб 6 (ШЕСТЬ – это от «А» до «Е») параллельных классов в одной школе, и каждый заполнен «по нормативу»??? Министр КопешкинаС.К. заявляет, что многие из существующих школ не пройдут лицензирования! А что ОНА САМА как высокий руководитель сделала для того, чтобы школы, находящиеся в селе, в подведомственном ей регионе соответствовали всем нормам? Почему лицензирование школ стало очередной страшилкой для директоров и глав небогатых сельских советов? Почему на сегодняшний день за неэффективную работу областных и районных исполнительных органов должна отдуваться ШКОЛА??? Приведём для Вас, уважаемый читатель, название того самого документа, который был заявлен чиновниками в начале встречи как руководство к действию по сокращению школ:
Постановление от 15 апреля 2009 г. № 322 О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»
Разве в нём говорится о том, что надо закрыть сельские школы? Здесь идёт речь о том, как будут отчитываться чиновники – руководители субъектов РФ, чем они будут доказывать эффективность своей работы на высоком посту:
НЕУЖЕЛИ ПОКАЗАТЕЛЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОГУТ БЫТЬ ЗАКРЫТЫЕ ШКОЛЫ??? Не вы их строили — как рука у вас поднимается закрывать, разбазаривать последнее! За такую «эффективность» — гнать взашей с тёплых чиновничьих насестов!
А господин Чучуваткин И.П. показал бы личный пример: как проявить себя на поприще кооперативного движения! Взял бы он ручку и бумагу, и просчитал бизнес-план своего семейного СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО кооператива с гос. помощью 58000 руб. на чел., как все селяне, по принципу: «как потопаешь – так и полопаешь». Это вам не людей в десятичных дробях считать – «7,2ученика на одного учителя». Чучуваткин И.П. постоянно говорит, обращаясь к людям: «Вам надо по 12-13 раз повторять, только тогда вы поймете». Но, ни один здравомыслящий человек не поймет, что закрывать школы на селе — это хорошо и прогрессивно. Никто из людей Вас, господа чиновники, за такую «оптимизацию образования» добрым словом не помянет, будьте уверены!
Путь предложенный вами — это на самом деле путь к деградации и одичанию.
Аудиозапись встречи с Министром образования Пензенской обл. Копешкиной С.К.
Скачать аудиозапись в mp3 (116 МБ): http://narod.ru/disk/18847566000/vstrecha_s_ministrom_obrazovanyja.MP3.html «Аргументы неделi» от 18 марта 2010 г. Идею спасать местные бюджеты за счет социалки регионам подкинуло Министерство финансов в июле прошлого года. На совещании, где обсуждались проблемы формирования региональных бюджетов на следующий год, в итоговом документе так и записали: «провести инвентаризацию и оптимизацию публичных и социально обусловленных расходов, не расширять их перечень в 2010 году». Яркий пример оптимизации демонстрирует г. Качканар Свердловской области. Там существенно урезали финансирование системы образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. Например, бюджет Качканарской центральной городской больницы в 2010 г. срезали на 29 млн. руб., почти на 25% (!). Есть планы примерно в три раза снизить зарплаты сотрудникам системы ЖКХ. По бюджетным учреждениям прокатилась волна сокращений. Лишились работы даже сотрудники детских садов. Это там, где и без того дефицит кадров. Кроме того, садики перешли с 12-часового режима работы на 10-часовой. Указание забирать детей раньше обычного вызвало недовольство родителей и их работодателей. Совсем худо пришлось жителям Прилузского сельского района в Республике Коми. Там с 1 января 2010 г. сократили такую штатную единицу, как второй водитель «скорой помощи» при амбулатории. Этот сотрудник раньше дежурил в амбулатории ночами и при необходимости возил фельдшера в отдаленные от центральной усадьбы села. Теперь врач в темное время добирается до больных пешком либо на такси за счет пациента. Воспользоваться «скорой» разрешено только при необходимости госпитализации в ближайшую городскую больницу. Поэтому ее единственный водитель должен находиться в любое время суток в «боевой готовности». Иногда при проведении оптимизации регионы ограничиваются временными мерами. В Тольятти с 1 января 2010 г. были отменены три вида городских пособий: компенсации студентам на проезд в общественном транспорте, пособия студенческим семьям, имеющим детей, и компенсации на питание детям-инвалидам. Вводя временные меры, власти пообещали позже вернуть пособия. И сдержали обещание: с 1 марта выплаты возобновлены в полном объёме. Коммуникативная проблема? «Беда в том, что регионы превратно поняли слово «оптимизация», - комментирует ситуацию Ирина Соболева, эксперт-аналитик Института управления социальными процессами Высшей школы экономики. – Процесс подразумевает не сокращение бюджетных трат, а их разумное перераспределение. Но власти пошли по первому, более легкому, пути». Екатерина Дуваниди, «АН» ИАС КПЕ
В продолжение темы даём материал, опубликованный в еженедельнике «Аргументы неделi» (от 18.03.10 г., «Пессимистическая оптимизация»), в котором приводятся примеры аналогичных действий чиновников в бюджетной сфере (в сфере образования в том числе) в других регионах России.Пессимистическая оптимизация
В регионах сокращают расходы на социальное обеспечение
В 2009-2010 г. региональные власти существенно сократили финансирование бюджетных учреждений, назвав этот процесс красивой фразой «оптимизация социальных расходов».
Партия сказала «надо»
Губернаторы и главы муниципалитетов «взяли под козырек» и принялись за дело с небывалым рвением. Так, в Якутии в январе под предлогом оптимизации чуть не расформировали Высшую школу музыки (ВШМ) - уникальное учебное заведение, где обучение ведется одновременно по программам начального, среднего и высшего музыкального образования. Почти 300 учащихся решили распределить по другим музыкальным школам и училищам. А на месте ВШМ возвести коттеджный поселок. Школу удалось отстоять только благодаря личному вмешательству заместителя председателя регионального правительства.
«Сокращение графика проводилось не спонтанно! - парирует Елена Утягулова, заместитель главы г. Качканара по социальным вопросам. - Во-первых, с этим предложением выступили сами заведующие детских садов. Во-вторых, мы провели исследование и выяснили, в какой именно час большинство родителей забирают детей из садика. И пришли к выводу, что сокращение времени работы не сыграет отрицательной роли. Наконец, во всей Свердловской области детсады давно работают по 10 часов в день».
Как объяснил в интервью «АН» глава Качканарской городской думы Геннадий Русских, болезненной оптимизации можно было бы избежать, если бы не грабительская налоговая система. По его словам, до вступления в силу Закона №131‑ФЗ «О местном самоуправлении», в котором прописан действующий сегодня механизм распределения налоговых доходов, Качканарский городской округ считался богатым. Сейчас оказался дотационным: из каждого рубля взимаемых налогов в городском бюджете оседает максимум 12 копеек. Остальное уходит в федеральную и региональную казну. «Мы не жадничаем - мы всего лишь стараемся жить по средствам», - заключает Русских.
Врач на такси
Эти проблемы возникли в конце 2009 г., когда у муниципальных властей забрали обязательства по частичному финансированию фонда оплаты труда работников здравоохранения. Теперь зарплата медикам и обслуживающему персоналу полностью идет из Фонда обязательного медицинского страхования. Как рассказала глава Прилузского сельского поселения Наталья Жук, там деньги считают очень тщательно.
«По нормативам ФОМС, на сельский округ с населением в 3,5 тысячи жителей, как у нас, положен один водитель «скорой», - говорит Жук. - То, что между деревнями огромные расстояния, в центре не учитывают».
Позитивный аргумент
По словам Соболевой, оптимизацию нужно проводить не только на региональном, но и на федеральном уровне. Так, эффективной мерой могло бы стать перераспределение субсидий на борьбу с безработицей, которые регионы получают из центра. Эти субсидии предоставляются на условиях софинансирования: чем больше денег дадут местные власти, тем больше добавят федералы.
В результате складывается странная ситуация. Богатые субъекты, где уровень безработицы и так невысок, получают гораздо больше, чем те, кто действительно нуждается в средствах. Например, Тюмень, где безработица составляет всего 5%, получила в 2009 г. 324 млн. руб., а Республика Алтай с показателем безработицы в12% - 115 млн. рублей. Кстати, тратить полученные средства на другие социальные программы регионам запрещено.
«Грамотное перераспределение этих денег помогло бы и эффективнее бороться с безработицей, и найти деньги на другие социальные меры, - говорит Соболева. – Именно такие действия и называются истинной оптимизацией. Сокращение трат на социальную сферу недопустимо, тем более в кризис».
Анализируя действия «оптимизаторов» по всей стране, «сам собой» напрашивается следующий вывод:
Действия чиновников, добивающих на селе образование (и не только), имеют один алгоритм действий и как будто координируются из единого «центра», но явно не из Кремля. Из какого? Над этим стоит подумать…
Ну, а если это не так, если «оптимизаторы» благонамеренны, тогда напрашивается следующий суровый сталинский вопрос: «Товарищ чиновник, ви ДУРАК, или ВРАГ?».
Именно этого вопроса боятся (возможно, неосознанно) многие чиновники. Потому что если они не враги, тогда кто? Дураки? Но, тогда это признание в их несостоятельности как управленцев-руководителей и именно это многие из них очень хотят скрыть, поскольку в противном случае многие из «оптимизаторов» лишатся своих «сытых кормушек». А изходя из принципа: «Каждый в меру своего понимания работает на себя, а в меру непонимания ‑ на того, кто знает и понимает больше», современное российское чиновничество (как и 100 лет назад) «благодаря» своей безмозглости, успешно вписано «мировым закулисьем» в «Гарвардский проект», который направлен на уничтожение русского народа, русской культуры (в широком смысле) и на захват ресурсов России. «Оптимизаторы» ‑ эта «пятая колонна» «закулисья», его пособники.
А что на Руси всегда делали с врагами и предателями, пояснять не нужно.
Однако в условиях «холодной» войны оружие должно быть соответствующим – «информационным». Поэтому «бить гадов» нужно сверхмощным оружием ‑ информацией более высокого порядка. Такое суперсовременное оружие сегодня у России есть – это КОБа.
Сохраним школы для будущих детей, и восстановим Россию!
E-mail: mera@kpe.ru |
© 2002—2024 |