Сайт kpe.ru является самостоятельным образовательным ресурсом поддержки Концепции общественной безопасности, и не связан с какой-либо общественной организацией
Если ты уже знаком с КОБ,
то делай пять дел…
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы всегда быть в курсе обновлений информации на сайте.
рассылки
28.06.2003 07:00
Размещаем статью из информационного агентства Stringer для использования этого материала активистами КПЕ при оценке событий с позиции «они о нас».10 Июня 2003
Американский национальный разведывательный совет год назад подготовил доклад о главных факторах и тенденциях, которые будут формировать мировую систему в 2015 году.
Задачей этого совета является подготовка оценок ситуации в мире для разведывательного сообщества США, которым руководит непосредственно директор ЦРУ. От имени этого сообщества директор ЦРУ и выступает перед правительственными структурами, планирующими дальнейшую стратегию Президента.
Сам же разведывательный совет возглавляет заместитель директора ЦРУ по анализу Джон Гэннон.
Сегодня мы приводим выдержки из этого доклада, касающиеся прежде всего развития ситуации в России.
Мировая экономика
Возможен продолжительный спад американской экономики… Европа и Азия не смогут справиться с демографическими трудностями… Китай и Индия окажутся не в состоянии поддерживать высокие темпы роста…
Будущие конфликты
Вплоть до 2015 года внутренние конфликты будут все чаще угрожать стабильности во всем мире. Межгосударственные войны будут более смертоносными из-за распространения разрушительных технологий. Международному сообществу придется иметь дело с военными, политическими и экономическими аспектами возвышения Китая и Индии и продолжающегося упадка России.
Когда некоторые западные правительства, международные и региональные организации будут настаивать на внешнем военном вмешательстве в определенные внутренние конфликты, им будут противостоять Китай, Индия, Россия, считающие такие вмешательства опасными прецедентами, таящими угрозу для суверенитета страны.
Региональные тенденции:
Россия и Евразия
Существует множество неопределенностей относительно геополитической динамики и степени противоречий внутри и между странами бывшего Советского Союза. Россия и другие страны Евразии, вероятно, окажутся не в состоянии устранить серьезные препятствия на пути экономических и политических реформ.
Демографические изменения, хронические экономические трудности и сохраняющиеся сомнения в эффективности руководства сдерживают возможности России в распространении своего влияния за пределы бывших советских республик на юг.
Страны, которые могли бы добиться определенного прогресса, основываясь на потенциальных энергетических ресурсах, видимо, не смогут этого сделать из-за коррупции и отсутствия структурных экономических реформ. Быстрые темпы введения научных и технологических новшеств, равно как и глобализации, приведут к еще большему отставанию этих стран от Запада.
Экономические задачи этих стран останутся весьма трудными. Им необходимо справиться с недостатком структурных реформ, слабой производительностью сельского хозяйства по сравнению с западными стандартами, разрушением инфраструктуры и деградацией окружающей среды. Коррупция и организованная преступность, поддерживаемая торговлей наркотиками и отмыванием денег (иногда под защитой коррумпированных политиков), будут сохраняться.
Демографические проблемы также окажут влияние на экономическое развитие некоторых стран. Из-за низкой рождаемости и сокращения продолжительности жизни среди мужчин численность славянского населения будет продолжать сокращаться.
Эксперты предполагают, что население страны сократится со 146 до 130-135 млн. человек к 2015 году. В то же время страны Центральной Азии столкнутся с увеличением относительной численности молодого населения, которая достигнет пика около 2010 года, прежде чем восстановится более равномерная модель роста населения.
Общее положение России продолжит ослабляться, и к 2015 году «Евразия» как географический термин уже не будет подразумевать под собой политического, экономического или культурного единства. Россия и западные евразийские страны будут поворачиваться к Европе, оставаясь все же вне ее. В результате географической близости и культурного родства Кавказ сблизится с соседями к югу и западу, одновременно произойдет сближение Центральной Азии с Южной Азией и Китаем.
Россия останется самым важным действующим лицом на территории бывшего Советского Союза. Однако ее мощь по отношению к соседним регионам снизится, и она будет по-прежнему испытывать недостаток ресурсов, необходимых для осуществления своих планов.
Россия будет и дальше страдать от советского экономического наследства. Тяжелый урон наносит населению длительное пренебрежение вопросами окружающей среды. Это усугубляется такими негативными последствиями переходного периода, как алкоголизм, сердечные заболевания, наркомания и ухудшение работы системы здравоохранения.
Население России теряет способность служить движущей силой экономического возрождения. Хотя ВВП России достиг нижнего предела перед стадией оживления, попытки России полностью интегрироваться в мировую финансовую и торговую систему к 2015 году могут оказаться безуспешными. Даже при самом удачном развитии событий и достижении Россией экономического роста в размере 5% в год, экономика России будет в пять раз меньше экономики США.
Возможны разные варианты будущего России: от политического возрождения до распада. Однако общее направление носит авторитарный характер, хотя и не в той крайней степени, которая была характерна для СССР.
Среди способствующих этому курсу факторов отметим склонность президента Путина к иерархическому типу руководства; поддержку этого курса среди населения в качестве противодействия беспорядку и общественному распаду; способность правящей элиты сохранять власть из-за отсутствия эффективной национальной оппозиции, в результате чего эта элита подотчетна только себе самой; перемещение основных источников налоговых поступлений из регионов в центр.
Эта тенденция к централизации будет негативно сказываться на эффективности руководства. Эффективное управление практически невозможно при такой централизации в столь крупной и неоднородной стране, как Россия, испытывающей нехватку компетентных и дисциплинированных чиновников.
Задачи внешней политики России будут сосредоточены на восстановлении утерянного влияния в бывших республиках Советского Союза на юге, укреплении связей с Европой и Азией и позиционировании себя в качестве важного игрока в отношениях с США. Ее энергетические ресурсы будут важным рычагом осуществления этих усилий.
Как бы то ни было, внутренние проблемы страны будут сводить на нет ее попытки восстановить статус великой державы. Россия сохранит второй по величине ядерный арсенал в мире как последний остаток ее былого статуса. Общий итог этих тенденций заключается в том, что Россия останется внутренне слабой системой.
Движение Украины в сторону Запада будет осложняться повсеместной коррупцией, силой криминальных организаций и остающимися вопросами о соблюдении в стране правовых норм. Киев по-прежнему будет подвергаться давлению со стороны России (в основном из-за его энергетической зависимости), но украинцы, каких бы политических взглядов они ни придерживались, скорее предпочтут независимость, чем присоединение к сфере влияния России.
На Южном Кавказе в 2015 году все еще не будет стабильности из-за неразрешенности локальных конфликтов, слабости экономики и продолжающегося вмешательства России. Грузия, вероятно, достигнет некоторой политической и экономической стабильности (отчасти благодаря денежным поступлениям за транспортировку энергоносителей), но останется в центре внимания России.
Армения будет в значительной степени изолированной, оставаясь зависимой от России или, возможно, Ирана, а значит — региональным фактором неопределенности. Успех Азербайджана в развитии энергетического сектора едва ли приведет к повсеместному процветанию: страна останется с экономикой, зависимой от одного сектора, страдающей от коррупции на всех уровнях общества.
В Центральной Азии усилится социальная, религиозная, этническая напряженность, а также усугубятся проблемы окружающей среды. Низкая экологическая безопасность и дефицит воды, а также загрязнение грунтовых вод и пахотных земель приведут к спаду в сельскохозяйственном производстве и выработке электроэнергии.
Высокая рождаемость, наблюдавшаяся в 1980-90-х годах, вызовет перенапряжение систем образования, здравоохранения и социальных услуг. Регион может также стать ареной для все сильнее конкурирующих между собой близлежащих стран — России, Китая, Индии, Ирана и, возможно, Турции, борющихся за контроль, влияние и доступ к энергоресурсам. События в Афганистане и Пакистане могут угрожать региональной стабильности...