Внимание посетителей сайта

Сайт kpe.ru является самостоятельным образовательным ресурсом поддержки Концепции общественной безопасности, и не связан с какой-либо общественной организацией

Контактная информация

   mera@kpe.ru

Концепция Общественной Безопасности
Текущие теоретические и аналитические работы ВП СССР смотрите на сайте

Подписка на рассылку

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы всегда быть в курсе обновлений информации на сайте.

рассылки subscribe.ru
страница рассылки

Главная Сообщения Сообщения, авторские мнения ПРОЕКТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ПИОНЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОЕКТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ПИОНЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Просмотров: 2978

 E-mail

СКАЧАТЬ:    PDF (1,84 Мб)

Теоретическое обоснование Проекта

1.     Обобщённо в двух словах

Проект возрождения пионерского движения в Томской области  (далее – Проект) обусловлен необходимостью  взаимной увязки процессов воспитания и обучения молодого поколения с  процессом  гражданского становления молодёжи, растянутым во времени. Данный проект предусматривает создание пионерских организаций в общеобразовательных учреждениях г. Томска и Томской области, налаживания их творческой работы на принципах самоуправления с целью выполнения пионерами социально значимых дел, способствующих формированию в детях личностных качеств, присущих гармонично развитому, высоконравственному образованному человеку, социально активному гражданину России, что соответствует интересам развития и Томской области, и России, и общества в целом.

Пионерское движение рассчитано на работу с детьми в после дошкольный период воспитания детей – период подготовки социально активного ядра подрастающего поколения  к дальнейшему этапу гражданского становления в рамках Российского союза молодёжи (РСМ) или иной молодёжной организации, ставящей целью возрождение и укрепление России всеми доступными ей средствами.

Кое-что о концепциях.

Пионерское движение необходимо рассматривать, как социальный процесс, имеющий  свою концепцию и присущую ей идеологию, с помощью которых достигаются цели, выставленные перед пионерским движением. Перед углублением в Проект и определением его места и роли в жизни общества с точки зрения Достаточно Общей Теории Управления (далее - ДОТУ), необходимо принять во внимание следующие основополагающие моменты:

·     Любой социальный процесс, протекающий в обществе, управляем;

·     Всякое управление несёт на себе отпечаток нравственности управленца;

·     Любая концепция есть стройная система взглядов на вопросы, связанные с процессом, или группой процессов, и отражает замысел управления. Отсюда и понятие – концепция управления;

·    Концепция управления пионерским движением является частной и вписана в объемлющую её концепцию воспитания молодёжи в России, которая в свою очередь вписана в долгосрочную концепцию развития нашей страны;

·    Все эти концепции имеют общую направленность и потому должны быть объединены единым нравственным началом, основанном на ценностных ориентирах Русской цивилизации;

·    Подобная взаимосвязанность концепций реализации абсолютно всех процессов, протекающих в обществе, наряду с единством нравственного подхода управленцев к решению стоящих перед ними задач, обеспечивает единство понимания всеми управленцами направления своих действий, что позволяет осуществлять управление наиболее рациональным образом и с максимальной эффективностью.

·     Единство нравственного подхода к управлению и единство понимания всеми управленцами направления своих действий, обусловленные вписанием абсолютно всех частных концепций в Генеральную концепцию, означает концептуальную определённость управленцев, облегчает и, в конце концов, обеспечивает успех их совместной деятельности.

Приземлим вышесказанное.

Концепция пионерского движения, как неотъемлемая часть, вписана в «Концепцию воспитания молодёжи в России», которая, в свою очередь, вписана, условно выражаясь, в «Генеральную концепцию возрождения России» (упомянутая условность здесь относительная, ибо «Генеральная концепция возрождения (развития) России», действительно, пока официально  не озвучена и не закреплена «де-юре», но это не доказывает объективность её отсутствия «де-факто». То, что управленцы её пока не видят или же не осознают (не прониклись ею), и потому не определили ей до сих пор достойное место в юридическом аспекте рассмотрения, не означает, что её нет вовсе. К примеру, в таблице Менделеева до сих пор есть пустые, не заполненные ячейки (а раньше их было намного больше) и заполнение их, якобы новыми, вновь открываемыми химическими элементами, как и предрекал учёный,  постоянно продолжается, ибо учёные мужи не бездействуют – они в поиске, а «де-юре» отсутствующие  в таблице на сегодняшний день химические элементы в природе всё-таки существуют «де-факто». Близорукость многих политиков, не придающих значение «каким-то там» концепциям, тоже есть явление временное – рано или поздно в головах их всё образуется строго в соответствии с положениями ДОТУ, но если это не произойдёт, то всё равно образуется, но уже в головах других, более дальновидных политиков, которые придут на смену сегодняшним, не понявшим этого). Все эти и многие другие концепции должны быть тесно связаны между собой единством целей и нравственностью, привносимой управленцами. Воспитание детей и молодёжи растянуто на годы, но каждый период воспитания человека нацелен на получение конечного результата. Без этого конечного результата – высоконравственного и высокообразованного человека – возрождение и процветание России не представляется возможным. Именно поэтому основной вектор усилий Запада в осуществляемой против нас гибридной войне направлен на срыв управленческих усилий Российской государственности в сфере качественного воспитания  и образования наших детей и молодёжи. К сожалению, в управленческом корпусе нашего государства всё ещё есть активные сторонники интересов Запада и проводники его идеологии. Их следует выявлять и устранять из управленческих кресел, чтобы расчистить пути для возрождения России (в том числе и в Министерстве образования и науки РФ).

Генеральная концепция возрождения России является основополагающей концепцией, охватывающей все стороны жизни нашего общества, всю совокупность процессов происходящих в нём (от основ жизнеустройства до воспитания и образования его членов, состояния науки, экономики, здравоохранения, строительного, оборонного комплекса и т.д.).
На сегодняшний день отсутствие открытого всенародного оглашения данной концепции говорит о некой концептуальной неопределённости государственных чиновников, объясняемой временной незавершённостью формируемой в высших эшелонах власти концепции развития общества в России. Однако, процесс  её формирования уже запущен и открытое для общества оглашение её есть лишь дело времени.

Концепция пионерского движения является частной концепцией, прописывающей алгоритм воспитания в период гражданского становления детей от 7-8 лет до 14-15 лет в условиях общеобразовательной школы, как процесс продолжения формирования социально активной части  общества, готовящейся к созидательной деятельности на благо страны и её народа.

2.     Идеология Проекта.

Идеология Проекта есть идеология концепции пионерского движения, разъясняющая суть этой концепции, делающая её понятной, как для управленцев, так и для потребителей (исполнителей). Чтобы раскрыть её суть, предлагается некое более широкое Философско-социальное воззрение на процессы, происходящие в обществе и на состояния в котором оно (общество) может находиться.

О процессах.

В настоящее время в обществе происходит процесс переосмысления того пути, который Россия прошла до и после разрушения СССР. Сегодня, по прошествии с момента наступления того рубежа более четверти века, становятся очевидными огромные потери, понесённые нашей страной в связи со сменой экономического и идеологического уклада жизнедеятельности общества, потери, сопоставимые с потерями во время Великой отечественной войны, и это при том, что ни один вражеский солдат не ступил на нашу землю. Объяснение этому есть и заключается оно в непрофессиональном управлении страной в этот период её истории.  Сейчас экономическое положение в стране постепенно выправляется, однако, совершенно очевидно, что наметившиеся сегодня темпы развития экономики России не соответствуют требованиям времени. В обществе обозначился так же крен в сторону разложения нравственности и отказа от присущих России ценностных ориентиров, что является признаками приближающегося гуманитарного кризиса. Об этом говорит нам сама жизнь. Тем, кто сомневается в этом или категорически не желает этого признавать, следует внимательнее присмотреться к происходящему. Нам следует пересмотреть своё отношение к воспитанию молодёжи. России нужен новый человек, наделённый высокой нравственностью и любящий своё Отечество, человек способный на созидательный труд во имя общественного блага, человек, не замыкающийся на самом себе и на личном успехе в этой жизни. Человек с индивидуалистическим Я-центристским мышлением не способен качественно решать задачи государственной значимости. На это следует обратить пристальное внимание общества. Тем, кто не способен или не желает этого понять, следует ознакомиться с официальным документом, отражающим тревогу общества за происходящее в нём.

Документ этот называется  Указ Президента  Российской Федерации   от 24.12.2014 № 808 «Об основах государственной культурной политики».  В разделе II    Основания для выработки государственной культурной политики  сказано:

1.         Перед Российской Федерацией стоит задача в исторически короткий период осуществить экономическую и социальную модернизацию страны, выйти на путь интенсивного развития, обеспечивающего готовность государства и общества  ответить на вызовы современного мира. Это возможно только при условии планомерных и последовательных инвестиций в человека, в качественное обновление личности. В недавнем прошлом такие вложения были явно недостаточными, что создало угрозу гуманитарного кризиса.

2. К наиболее опасным для будущего России возможным проявлениям этого кризиса относятся:

снижение интеллектуального и культурного уровня общества; девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров;

рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения; деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России;

атомизация общества – разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других…

Если быть честными по отношению к самим к себе, необходимо отметить, что все эти опасные для общества проявления гуманитарного кризиса в Указе Президента осторожно названы «возможными», но на самом деле они уже пришли к нам и являются вполне реальным следствием проводимой в последние годы политики  на основе идеологии либерализма.

Теперь о состояниях общества.

Состояние общества в каждый момент можно охарактеризовать, как состояние развития, состояние застоя и даже состояние деградации, когда в обществе формируется культура, способствующая разложению его духовно-нравственных основ, культура, негативно отражающаяся буквально на всех сферах жизнедеятельности общества и, безусловно, на духовно-нравственном облике его членов.

Все эти три состояния общества, как и признаки, их характеризующие, никогда не присутствуют в нём самостоятельно, отдельно от других в чистом виде – они перемешаны. Превалирование объективно существующих в обществе разнохарактерных социальных процессов, постоянно взаимодействующих между собой, одних, обеспечивающих динамику положительного развития общества, и других, тормозящих такое развитие, позволяет судить о каком состоянии общества необходимо вести речь в ходе обсуждения этого вопроса. Совершенно понятно, что условное равновесие прогрессивных и регрессивных процессов в обществе  ведёт к застою в его жизнедеятельности, когда позитивные изменения в нём в какой-либо сфере общественных отношений перечёркиваются негативным воздействием различных факторов, исходящих из других сфер общественных отношений.
 
В качестве примера. Положительное воспитательное воздействие на детей в сфере отношений мальчиков и девочек, детей и родителей, уважительного отношения младших к старшим, отношение детей к Отечеству, оказываемое через проведение бесед с детьми со стороны родителей, классного руководителя, через проведение классных часов на эти темы, через просмотры документальных и художественных фильмов высоко художественного содержания, через беседы педагогов с родителями детей и пр. может быть сведено на нет просмотрами  видеороликов и художественных фильмов, построенных на ценностных ориентирах, не соответствующих нравственным ценностям нашего общества, чтением детьми литературы бульварного жанра, влиянием СМИ, проводящих собственную (не соответствующую государственной) информационную политику, увлечением наркотиками, влиянием неформального лидера с улицы, повсеместным искажением сути народных традиций (типа – «на Руси всегда пьянствовали и воровали»), ущербностью (недостаточностью полноты) знаний, даваемых детям для формирования адекватного жизни мировоззрения и др.

Учитывая то, что абсолютно все социальные процессы в обществе есть управляемые процессы, обусловленные нравственностью управленцев, следует сделать вполне определённое заключение – состояние общества (состояние его развития, застоя или деградации) напрямую зависит от управления им, от духовно-нравственного облика его управленцев, от идеологии, главенствующей в обществе.

Все характеристические показатели течения разнообразных процессов в обществе, как в технической сфере, так и в социальной являются лишь следствием управленческих решений, обусловленных профессиональной компетенцией и нравственностью управленцев. То есть, во главе всего стоит человек и, прежде всего управленец со свойственной ему нравственностью и присущим ему мировоззрением. Однако, реализацией управленческих решений занимаются многие люди, от личностных и профессиональных качеств которых также зависит успех общего дела – это исполнители. Успех общего дела зависит не только от профессиональных навыков исполнителей, но и от их воспитания, от их отношения к своему труду, от понимания каждым важности выполняемого им дела, от его активной жизненной позиции, от уровня его духовно-нравственной зрелости. То есть и руководители, и исполнители должны быть социально активными гражданами своей страны, нацеленными на достижение ею высоких результатов развития, обеспечиваемых их коллективным трудом.

Не является секретом и то обстоятельство, что всё население условно можно разделить на социально активных людей, социально пассивных, вплоть до их абсолютного  безразличия к происходящему вокруг, и людей находящихся в промежуточном к ним состоянии. Это относится как к взрослым, так и к детям, находящимся во взаимодействии с ними.

Развитие общества обусловлено, прежде всего, осознанной созидательной деятельностью той самой активной части населения, вырабатывающей необходимые для развития общества идеи и влияющей на выработку управленческих решений, обеспечивающих позитивное продвижение всего общества вперёд. Именно из этой активной части населения должна происходить кадровая подпитка управленческой элиты общества. Создать благоприятные условия для возможности формирования активной части общества, постоянного расширения её численности, условия для проявления её творческого потенциала есть важнейшая задача, направленная на обеспечение достойного будущего всего общества. Это задача политическая, на её решение направляется (должна быть направлена) политика государства, и всё, что делается в русле этой политики, можно смело называть делом политическим. Нравится это кому-то или нет? - это уже второй вопрос, не имеющий принципиального значения. Поэтому, не стоит шарахаться от термина «политика» или «политический», как чёрт от ладана.

Итак, задача воспитания нового человека соответствует интересам всего общества, её осуществление включено в политику государства и смотреть на её решение следует с политической точки зрения – с точки зрения соотнесения его (соответствия его сути) политике государства.

Именно эту задачу призвано решать пионерское движение на вверенном ему участке «фронта борьбы за общее дело». Именно поэтому пионерское движение, как и пионерские организации, как и все другие молодёжные движения, цели которых совпадают с целями общества, достижением  которых эффективно управляет (должно управлять) государство, проводя соответствующую политику, можно смело называть политическим движением, а организации, участвующие в этих движениях – политическими. Именно этим объясняется политический статус таких организаций и молодёжных движений в бывшем СССР, как октябрятское движение, как пионерия и комсомол, предназначение которых было, выполняя свои задачи, оказывать всемерную помощь строителям новой жизни – коммунистам, а впоследствии прийти им на смену и продолжить начатое ими строительство. Главное, что политический и нравственный замысел этих движений был абсолютно адекватен требованию того времени. Нам сегодня следует достичь такой же адекватности требованию времени политического и нравственного замысла молодёжных движений в России, как это было сделано почти столетие назад.

Если внимательно присмотреться, то становится ясно, что все, действующие под патронажем государства молодёжные движения в России, структурным и бесструктурным способами управляются почти невидимой рукой государства. И это есть правильная политика, направленная на поддержание верного подхода к делу воспитания молодёжи. Однако, при всём этом, мы продолжаем стыдливо умалчивать, что эта политика опирается на некую главенствующую государственную  идеологию (она формируется на уровне государственной власти), огласить которую открыто и прямо не берутся ни школа, ни ВУЗ, ни представители государственной власти (её, как бы нет). Всем им проще произнести одно слово – Патриотизм, идеология Патриотизма, вместо того, чтобы  просто признать – «Наши дети и внуки должны прийти нам на смену и продолжить наше дело – строить великую и сильную Россию, где всем жить будет комфортно и безопасно!». Одного Патриотизма для этого, увы,  недостаточно. Осталось только взрослым людям определиться и выработать ясное представление, какое общество мы строим? Вот на этот вопрос должны иметь ответ и дети, и молодёжь, и всё население огромной России – без этого просто нельзя, без этого в головах людей полная неопределённость. А сформировать ответ на этот вопрос должна управленческая элита общества, и ответ этот должен устроить весь народ России (подавляющую его часть). Только в этом случае нас будет ждать успех, успех через единство помыслов и стремлений народа и власти, успех, обусловленный ясным пониманием всеми целей, стоящих перед обществом.

Вернёмся к пионерскому движению.

Сегодня в условиях Общеобразовательной школы действует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС), предъявляющий требования к обучению и оценке результатов образовательного процесса. ФГОС определяет требования к предметному, метапредметному и личностному развитию обучающихся. С оценкой знаний по предмету проблем, как правило, не возникает. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Однако, методы оценки личностного развития обучающихся  по ФГОСу не определены и потому оценка этого развития не производится.

Получается, что важнейший аспект образовательной деятельности – ВОСПИТАНИЕ – не поддаётся контролю со стороны общества. Разговоры о нём ведутся, деньги вкладываются, а оценить качество его осуществления в общеобразовательных учреждениях не представляется возможным в связи с неопределённостью алгоритма получения оценки.

Достичь весомого успеха в этом направлении  пионерский Проект предполагает только через личное участие детей в реальных делах, способствующих формированию в детях высокой нравственности, ответственности и активной жизненной позиции, под руководством воспитателей,  смотрящих далеко вперёд. Общество должно доверять это педагогам, формирующим оценку личностных качеств ребёнка (потом юноши или девушки) на протяжении всего процесса образования. Устроить разовый экзамен на проверку личностных качеств обучающегося с целью выставить объективную оценку в аттестат никогда не удастся и, потому, следует снять это вопрос с повестки дня. Оценка личностных качеств необходима, но эта оценка должна основываться на результате многолетнего процесса взаимодействия педагога с ребёнком. Да, оценка неминуемо будет субъективной, но любая оценка субъективна, ибо оценка, выставляемая даже  машиной, не является абсолютно объективной в силу того, что заданные ей параметры оценки, устанавливаются человеком.

Для обеспечения возможности эффективного развития России по всем направлениям  с заранее определёнными темпами  и устойчивыми по предсказуемости результатами, обществу необходимо обеспечить себя компетентными и высоконравственными управленцами, а также людьми, способными выполнить задуманное управленцами, людьми, имеющими личностные и профессиональные качества, необходимые для осуществления поставленных перед обществом задач.

Особо значимые личностные качества с опорой на духовно-нравственные основы общества  прививаются человеку, прежде всего, в детском возрасте с момента рождения до наступления полового созревания. Профессиональные качества человек приобретает в процессе получения обучения (общеобразовательного и на его основе профессионального) и закрепления профессиональных знаний в ходе выполнения поставленных перед ним задач. Этот процесс для конкретного индивида длится с момента начала образования и продолжается практически до момента прекращения профессиональной деятельности человека.

Очевидно, что процессы  духовно-нравственного воспитания и образования человека накладываются друг на друга в период временно́го отрезка с раннего детства до времени наступления полового созревания детей, становящимися с этого времени юношами и девушками. Именно временной отрезок, начиная с первого класса общеобразовательной школы до восьмого, и выбран для пионерского движения, как время наиболее эффективное для формирования и закрепления в человеке личностных гражданских качеств базового порядка (основополагающих), которые будут использоваться им на протяжении всей его жизни, независимо от приобретаемой им позднее его профессиональной ориентации.

Почему пионерское движение?

Почему пионерское движение, а не скаутское или Российское Движение Школьников, как в 2015 г. предложил Президент Путин?

Проект не ставит своей задачей принизить роль альтернативных детских движений. Каждое из них имеет полное право на существование в системе воспитания молодёжи в России при условии добровольности вступления в них и не противоречия  их уставных целей и способов их достижения  целям и задачам государства. Проект предполагает задачу достижения поставленных перед ним целей с качеством, превосходящим достижения всех альтернативных пионерскому детских движений, в части целей идентичных целям пионерского Проекта при сопоставимом уровне их финансирования.

Здесь следует также отметить, что пионерское движение есть исторически сложившееся явление нашего общества, незаслуженно отвергнутое им на протяжении уже более четверти века, при том, что моменту отречения от него сопутствовал не крах идеи самого детского движения, а концептуальная предопределённость верхушки общества, отступившей от ценностных ориентиров своего народа, что привело к значительным потерям общества во всех без исключения сферах его жизнедеятельности. И прежде всего, эти потери ударили по сферам воспитания подрастающего поколения, его образования и культуры общества, имеющим наиважнейшее значение для будущего страны. Именно потери в указанных сферах общественной жизнедеятельности сказались на росте молодёжной преступности, наркомании, детского суицида, на снижении духовно-нравственного облика значительной части молодёжи, потерявшей положительные ориентиры в социуме, подвергшемуся значительному переформатированию в связи со сменой политического и экономического уклада в постсоветской России.

В момент зарождения пионерского движения ещё в 1922 году важнейшей задачей (приоритетной целью) пионерии было определено -  создание человека нового типа, в котором в полной мере раскрепостятся и пробудятся высшие творческие способности. Эта задача не перестала быть актуальной и сегодня, спустя почти столетие, что говорит о фундаментальности замысла его создателей.

Проект  предлагает вернуть в общеобразовательные учреждения тот опыт в деле воспитания молодёжи, который практиковался там ранее. Однако, внедрять этот опыт сегодня следует творчески, удалив из него негативные моменты, имевшие место в пионерском движении советского времени, оставив всё лучшее из него и совершенствуя тот лучший опыт с учётом более высокого уровня понимания исторического момента.

Какие именно  негативные явления присутствовали в пионерском движении времён СССР? Прежде всего, это заорганизованность (гипертрофированная централизация), начётничество (подача низами наверх не совсем соответствующих реальности отчетных данных, во имя желания выглядеть в глазах руководства лучше, чем есть на самом деле) и требования обеспечения массовости пионерского движения (количественно максимальное вовлечение детей в организацию).

Какие именно  позитивные явления присутствовали в пионерском движении времён СССР? Об этом мы упомянули чуть выше. Главное достоинство всех молодёжных движений в СССР – это преемственность поколений, единая идеология и единство целей. Всё это вместе взятое давало стране великие преимущества в достижении поставленных руководством целей в сфере воспитания детей и молодёжи. Именно это необходимо возобновить и в современной России!

Следует учесть, что единство целей народа и государства обеспечивает устойчивое по предсказуемости управление страной. На опыте СССР видно, что развитие общества стало замедляться именно с момента смены целеполагания управленческой элитой, начавшей поворачиваться лицом к западной модели хозяйствования вопреки желанию подавляющей части народа страны. Поэтому, преемственность поколений, единая идеология и единство целей народа и государства есть непременное условие развития России. Всё, что мешает формированию этих условий, следует устранять с пути общества!

Цели Проекта:

1.    Отработка и совершенствование формы воспитательной работы в виде пионерского движения с учениками 1-8 классов общеобразовательных учреждений на территории Томской области (а при успехе, распространение опыта в другие регионы России);

2.    Значительное улучшение среднестатистического уровня качества воспитания среди детей – пионеров в сравнении  с аналогичным показателем  для детей, не вовлечённых в пионерскую организацию, подтверждаемое конкретными результатами.

3.    Выработка методики воспитания и отбора детей, проявивших хорошие способности в деле управления детскими коллективами различного масштаба в целях их использования в перспективе во благо региона и страны в целом (выявление лидеров).

Порядок реализации проекта.

Реализация Проекта предусматривается в несколько этапов: вначале в одной или сразу в нескольких «пилотных» школах, затем, по мере наработки опыта и учёта возможных ошибок, распространение Проекта на другие школы региона, добровольно (после ознакомления с наработками) изъявившими желание перенять опыт и пойти по пути «пилотных» школ.

Срок полного формирования пионерской дружины в одной школе предусмотрен на протяжении 5-6 лет. Предполагается, что положительные результаты осуществления Проекта в «пилотной» школе будут очевидны  уже через 3-4 года со дня начала его реализации.

Предполагается, учитывая назревшую актуальность и перспективность Проекта, что по мере его внедрения в систему общего образования в регионе, число его участников даже без включения административного ресурса на массовость будет стабильно увеличиваться. При грамотном управлении Проектом будет улучшаться и качество его реализации.

Семь основных условий, обеспечивающих успех  реализации Проекта:

1.   Директор и педагогический коллектив каждой школы, ознакомившись с Проектом, решение об участии школы в Проекте должны принять добровольно;

2. Каждый ученик добровольно принимает решение о вступлении в пионерскую организацию; 

3. Предоставление пионерской организации условий управления ею максимально приближенных к условиям самоуправления;

4. Критерии оценки работы пионерской организации школы должны назначаться из условия оценки личностных качеств воспитания её членов, определяемой по их конкретным делам, рассматриваемым через призму ценностных ориентиров общества.

5. Педагогический контроль, сопровождающий деятельность пионерской организации на всех её уровнях, должен быть корректен и в подавляющем числе случаев не выходить за рамки «совета старшего товарища».

6.  Бюджетное финансирование работы пионерских организаций должно осуществляться на основе рассмотрения заранее подготовленных планов их работы с предоставлением пионерским организациям права разумной самостоятельности в освоении выделенных им средств;

7.  Отказ от деполитизации  школьной среды, следует воспринимать, как  решение, направленное на возвращение в школу полноценного воспитательного процесса.

Пояснение к условию № 7.

Воспитание есть управляемый педагогом процесс, которому в школе тесно сопутствует процесс образовательный, ибо протекает на его фоне. Для кого-то это утверждение (что образовательный процесс сопутствует воспитательному, а не наоборот) неприемлемо, для кого-то спорно, однако это именно так! Использование достижений образования на фоне ущербного воспитания нередко в истории приводит к печальным последствиям для человечества. В данном Проекте не ставится задача доказывать это утверждение. Для формирования взгляда на этот вопрос предлагается ознакомиться с  книгой «О ВОСПИТАНИИ МОЛОДЁЖИ»  выпуск №7 серии книг под общим названием «От обывательства к гражданству», г. Томск,  автор Цибенко А.В.

Политика есть внедрение в среду́ идеологии определённой концепции управления для осуществления устойчивого по предсказуемости управления процессом (в данном случае, воспитательно-образовательный процесс). Воспитание, образование и идеология  объективно неразделимы.  Деполитизация образовательной среды (школы) являет собой выдавливание из неё (либо размывание) идеологии общества, без которой или при её ущербности становится невозможным управление ни полноценным образованием, ни полноценным воспитанием детей, ни, тем более, полноценным гражданским становлением подрастающего человека. Утверждающие обратное – проявляют либо собственную некомпетентность, либо злой умысел. Защищающие, а также молчаливо терпящие чужую некомпетентность или злонамеренность – вольно или невольно соучаствуют в нанесении вреда делу воспитания и образования детей в России.

Проблемы, «рисуемые», скажем мягко,  кем-то,  и запреты на их основе заключены не в наличии политики и идеологии в образовательной среде (эти категории не являются чем-то абстрактным), а в сути этой политики и в сути этой идеологии, определяющей характер управления процессом воспитания и образования. Вот над чем надо крепко задуматься руководителям, приведшим систему образования к выдавливанию из неё (сознательно или нет, другой вопрос) или подавлению в ней полноценной воспитательной функции педагогического состава образовательных учреждений. Кому это нужно и зачем? – разговор об этом уведёт нас за рамки обсуждаемого  Проекта. Кому действительно интересен этот вопрос,  обязательно найдут ответ на него самостоятельно…

Что ожидается иметь на выходе Проекта?

В соответствие с поставленными целями предполагается получить следующие результаты:

По цели № 1. Разработка и постоянное совершенствование лучших методик воспитательной работы в русле данной формы детско-юношеского движения с постепенным распространением их на всю территорию региона.

По цели № 2. Подтверждение ожидаемого уровня воспитания детей, участвовавших в Проекте, путём негласного тестирования на всём пути его реализации, на основе сопоставления реальных личностных качеств участников Проекта с требованиями системы ценностных ориентиров, взятых в основу воспитательной деятельности.

По цели № 3. Выработка методики выявления и отбора детей, проявивших хорошие способности в деле управления детскими коллективами различного масштаба с тем, чтобы уже на этом этапе работы с детьми, приступить к составлению Томского регионального реестра (в дальнейшем – всероссийского) потенциальных кандидатов на углублённое обучение управленческим знаниям;

В школах, участвующих в Проекте, и (по мере охвата Проектом) в Томском регионе дополнительно ожидается:

- снижение уровня детской преступности;
- снижение уровня детского суицида;
- снижение уровня наркомании и табакокурения среди школьников;
- улучшение показателей, отражающих состояние здоровья детей;
- элементы снижения уровня социальной напряжённости в обществе на основе добронравного участия пионеров в жизни ветеранов войны и труда, в жизни общества;
- постепенное проявление положительных изменений микроклимата в некогда неблагополучных семьях, дети из которых приняли участие в пионерском движении, за счёт воздействия на родителей самих пионеров, их вожатых и классных руководителей, имеющих на этот счёт вполне серьёзное воззрение.
- повышение показателей качества учёбы детей;
- улучшение дисциплины и микроклимата в учебных коллективах;
- формирование и проявление группы лидеров, как из числа учащихся, так и в педагогическом сообществе образовательных учреждений, что при правильном подходе к управлению воспитательно-образовательным процессом возможно использовать в целях улучшения кадровой работы в системе образовательных учреждений, как в смысле сиюминутной оптимизации, так и в расчёте на перспективу.
- повышение рейтинга работы образовательной системы Томской области и улучшение её имиджа, как в масштабах Сибирского Федерального Округа, так и в масштабах Российской Федерации во вполне обозримом будущем.

3.  Концепция пионерского движения.

Общие положения.

Кроме выше сказанного в разделе «Идеология Проекта», ведущего к раскрытию  сути «Концепции пионерского движения», необходимо добавить следующее.

Воспитание детей и молодёжи есть социальный процесс. Любой рассматриваемый нами социальный процесс, уже протекающий или только зарождающийся в обществе, имеет название, имеет причины, обуславливающие его возникновение, обуславливающие его жизненный цикл и увядание (завершение). Непонимание этих причин ведёт к непониманию глубинной сути этого процесса, иногда даже к отрицанию его необходимости и, в конечном счёте, к ущербности управления им и смежными с ним процессами. Всякий процесс  является управляемым.

Чтобы не допустить ущербности управления любым социальным процессом, необходима вполне определённая адекватная жизни (максимально приближенная к истине) система взглядов на все возможные вопросы, связанные с этим процессом. Вот эта стройная система взглядов на рассматриваемый процесс и является концепцией, позволяющей управлять этим процессом в наибольшей для общества эффективностью, если во главу угла этой концепции поставлен добронравный замысел. Если же в системе взглядов на рассматриваемый социальный процесс имеются серьёзные изъяны или же в нём будет присутствовать злой умысел управленца, управление процессом будет иметь для общества либо ущербный характер, либо оно будет попросту сорвано.

От общего к частному.

Чтобы не повторяться, предлагается ещё раз внимательно перечитать ранее приведённый текст под заголовком «Приземлим вышесказанное» в главе «Теоретическое обоснование Проекта».

Ещё раз акцентируем внимание на том, что «Концепция пионерского движения» является всего лишь составной частью объемлющей её «Концепции воспитания молодёжи в России» и лишь дополняет её, решая свой круг задач в интересах объемлющей её концепции.

Этого достаточно, чтобы двигаться дальше.

Теперь о частном,  но очень важном.

Суть частной «Концепции пионерского движения» заключается в том, чтобы  на основе использования школьного и внешкольного времени организовать добровольную коллективную деятельность детей школьного возраста (с 1 по 8 классы) с целями, полезными для всего общества, в ходе достижения которых достигался бы конкретный положительный воспитательный эффект.

В чём должен заключаться положительный воспитательный эффект от деятельности пионерской организации? Положительный воспитательный эффект должен заключаться в том, что любые дела детей, осуществляемые в рамках пионерского движения, рассматриваемые через призму ценностных ориентиров, присущих нашему обществу, соответствовали бы этим ценностным ориентирам и проявляли личностные качества детей, свидетельствующие о том, что дети воспитаны правильно.

Что же это за личностные качества правильного воспитания?  Среди них следует отметить и выделить такие положительные  личностные качества  человека, как честность, доброта, скромность, готовность прийти на помощь другому человеку, если он в беде, уважение к старшим, почитание родителей, высокая нравственность, обострённое чувство справедливости, стремление к творчеству и к знаниям, трудолюбие, добросовестное отношение к любому делу, за которое берётся человек, и способность взять на себя ответственность за принимаемые решения, понимание своей роли в мироздании, умение доводить любое дело до конца, способность, при необходимости, подавить в себе природные инстинкты, умение подчинить свои интересы интересам отечества, интересам своего народа, любовь к отечеству, неравнодушное отношение ко всему происходящему в нём, умение и готовность защищать свою Родину от внешних и внутренних врагов – патриотизм.

К этим положительным качествам человека следует добавить неприятие  отрицательных качеств, таких, как ложь, алчность, жестокость, эгоизм, злоба, лень, стяжательство, зависть, невежество, угнетение слабых и беспомощных, трусость, мстительность, унижение окружающих, пьянство, чревоугодие, воровство, распущенность, цинизм, хвастовство,  паразитизм сильных на слабых, насилие над людьми и животными, шантаж, хамство, подхалимаж (угодничество), нанесение вреда природе и прочие.

Именно на соответствии этим качествам хорошо воспитанного человека и следует разрабатывать систему критериев оценки воспитания детей, взятую за основу оценки деятельности любой молодёжной организации, включая и пионерской.

В ходе коллективной деятельности необходимо выявлять детей, наиболее способных к организаторской работе среди своих сверстников (детей с лидерскими качествами) для последующей подготовки и использования их (в перспективе) в качестве резерва в управленческом корпусе общества.

При этом следует заметить (и это чрезвычайно важно!), что наличие лидерских качеств не должно стать абсолютным и единственным показателем для отбора будущих кандидатов в управленцы. Это должно стать возможным только при наличии у кандидата упомянутой выше совокупности качеств хорошо воспитанного человека.

Цели данной концепции вполне соответствуют целям «Концепции воспитания молодёжи в России» - получение гармонично развитого, хорошо воспитанного гражданина России, человека, желающего и, главное, способного участвовать в строительстве нового общества, лучшего, чем сегодня.

Войдя во взрослую жизнь, каждый человек в идеале должен обладать перечисленными качествами. Он должен приобрести их в течение длительного времени, условно разделяемого на этапы: дошкольное воспитание (до семи лет), младшее школьное воспитание (1 – 8 классы), старшее школьное воспитание (9, 10 и 11 классы). Далее  идёт уже самовоспитание и нечто, напоминающее не воспитание человека в полном смысле этого слова, а корректировку со стороны самого человека и общества возможно неудавшегося воспитания, которая может растянуться и до конца жизни конкретного индивидуума, так и не увенчавшись успехом. С течением времени таких примеров должно становиться всё меньше и меньше.

Основная масса стратегически важных личностных качеств должна прививаться ребёнку с раннего детства ещё в дошкольный период, однако по ряду причин этот благоприятный для воспитательного процесса период зачастую не бывает эффективно использован по причине некомпетентности самих родителей в деле воспитания детей и отсутствия у многих из них возможности оказать положительное воспитательное воздействие на своего ребёнка силой личного примера в виду отсутствие собственного достойного воспитания у родителей. Это является весьма распространённым явлением в силу ошибок в ранее проводимой государством политике в области воспитания, которую необходимо настойчиво и методично выправлять.

Полученные в младшем возрасте личностные качества детей (в семье и в детских дошкольных учреждениях), в случае незавершенности их формирования или отклонения от нормы, установленной обществом, должны исправляться и закрепляться в школьный период воспитания. Правильнее всего это сделать в младшем школьном возрасте в условиях разнообразного взаимодействия ребёнка со своими сверстниками, с обществом и грамотными квалифицированными педагогами. Если этот  процесс не завершится успехом и ребёнок по окончании 8 класса школы так и не сумеет приобрести и закрепить в себе основные личностные качества, соответствующие правильному воспитанию, то мы будем иметь (и уже, кстати, имеем – практика есть критерий истины) вытекающие из этого проблемы общества, обозначенные  преступностью, бытовым пьянством, наркоманией, невежеством, недееспособностью управленцев, карьеризмом, коррупцией и пр.

Пионерское движение, на выходе которого необходимо иметь ДОБРОНРАВНОЕ (доброе и высоко духовно-нравственное) поколение ребятишек в возрасте 13-14 лет, не завершает процесс воспитания, а передаёт эстафету этапу старшего школьного воспитания, продолжающегося в виде участия этих же детей  уже в старшем школьном возрасте в молодёжных движениях, политика и идеология которых также, как и пионерское движение, должны быть вписаны в «концепцию воспитания молодёжи в России», а через неё и в «Генеральную концепцию возрождения России».

Этот процесс перехода детей, прошедших этап пионерского движения, в более старшую группу молодёжи, имеющей активную жизненную позицию и готовую искренне участвовать в строительстве нового общества в русле «Концепции возрождения России», знаменует собой явление преемственности поколений, когда старшие товарищи принимают в свои ряды более молодое поколение, делятся с ним своим опытом и вместе с ним созидательно преобразуют жизнь общества в своей стране.

В данном Проекте не обсуждается, но подразумевается наличие такой преемственности (без неё просто нельзя наладить нормальную созидательную жизнь общества). И, если она пока не приняла в обществе формально установленные очертания, значит это дело времени, которое не следует тратить впустую. Задача же данного Проекта обеспечить эту преемственность, обеспечить достойную смену старшему поколению, достойную помощь ему, обеспечить способность подрастающего поколения соответствовать высокому званию продолжателя Добронравного дела старшего поколения, когда дело отцов и дедов подхватят и продолжат их дети и внуки, как это всегда было заведено на Руси и что всегда было нашей традицией. Таким образом, любое добронравное движение молодёжи, в том числе и пионерское движение, должно быть направлено на сохранение этой традиции.

Вот, в общих чертах вся суть и идеология «концепции пионерского движения». Отсюда вытекает и политика его организации в школе, политика, направленная на воспитание детей в духе коллективизма, уважения к старшим, соблюдения неписанных правил взаимоотношений между людьми, диктуемых Совестью и Добронравием, которые должны царить в нашем и нами вновь отстраиваемом обществе.

Достаточно подробное изложение соображений относительно строительства и функционирования организационных структур пионерской организации школы  будут приведены на стадии детализации Проекта, время раскрытия которой неумолимо приближается и будет обозначено выражением потребности в этом со стороны педагогического сообщества, выразившего искренний интерес собственного участия в реализации данного Проекта…

Разработал Анатолий Цибенко,
по поручению Учредительного Совета
Томской региональной общественной организации
по содействию соблюдения общественного порядка и
защите прав и интересов граждан «Единение»
(ТРОО «Единение»)
19.09.2017 г.

 О  ВОСПИТАНИИ  МОЛОДЁЖИ

 


Поиск по сайту