Внимание посетителей сайта

Сайт kpe.ru является самостоятельным образовательным ресурсом поддержки Концепции общественной безопасности, и не связан с какой-либо общественной организацией

Контактная информация

   mera@kpe.ru

Концепция Общественной Безопасности
Текущие теоретические и аналитические работы ВП СССР смотрите на сайте

Подписка на рассылку

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы всегда быть в курсе обновлений информации на сайте.

рассылки subscribe.ru
страница рассылки


О понятиях «знание» и «знаниевая экономика»

Просмотров: 8716

| Печать | E-mail

В канун Дня Знаний выносим на сайт материал нашего соратника Соловьёва Б.А. кандидата технических наук, зав. кафедрой естественнонаучных и математических дисциплин Тверского Государственного Университета.

ИАС КПЕ

О понятиях «знание» и «знаниевая экономика»

Сегодняшние дни характеризуются подвижностью, изменчивостью и высокой динамичностью многих социально-экономических процессов и параметров, связанных с информационными аспектами деятельности людей в экономической сфере.

Современными основными стратегическими путями экономического развития страны названы – инновационные. Провозглашено, что экономика будущего – это инновационная экономика, экономика знаний. Т.е. знание становится ключевой темой и для экономики, и для жизни людей.

Понятие знание – это одно из фундаментальных понятий в науке и практике. Оно – многослойное, многоуровневое, многозначное.  Есть много вариантов представления этого понятия. Знание – что? Знание – где? Знание – как? Знание – почему? Знание – зачем? Есть знание обыденное, есть – научное, есть - философское. Можно говорить о детализированном, фактологическом, техническом, административно-организационном знании, а можно – об интегрированном, концептуальном, методологическом.

Любое явление, любой объект, любой процесс, а, тем более, социально-экономический процесс достаточно большого масштаба может быть отражен срезами знаний во множестве областей. Но наиболее важными для современного анализа являются 2 большие сферы, которые можно условно назвать – технико-технологической и нравственно-духовной. Их трудно точно определить, чётко разграничить, они не являются независимыми, они имеют множество локальных пересечений. Но, тем не менее, сущность каждой интуитивно понятна любому.  И, видимо, именно соотношение между ними, нарастающая дисгармония является основной причиной системного кризиса в современном обществе.


Эти проблемы является чрезвычайно важными для понимания современных образовательных процессов. Вузы, университеты всегда являлись традиционно одними из основных источников, носителей, хранителей и распространителей знаний. Но сегодня ситуация меняется. Функция накопления и распространения информации постепенно переходит в  глобальные компьютерные сети. Функция создания условий для генерации новых знаний от научных организаций и университетских сообществ переходит к сетевым сообществам. Процессы сетевого творчества людей стирают организационные, географические, национальные, возрастные, психологические и любые другие границы.

Но в последние годы общество переживает переходные процессы в этом смысле. Далеко не всё идёт гладко, в том числе, в сфере творчества. Информационные волны, идущие по сети, образуют много пены, несут огромное количество мусора, часто – откровенной грязи. Идёт большое дублирование, перепевы, плагиаты идей и конкретных информационных материалов.

И в этих процессах большую роль играют профессорско-преподавательские коллективы университетов и других вузов. Но пока их значение не является определяющим.
Сегодня речи об инновационной экономике из политических сфер переместились в студенческие аудитории. Вроде бы это – хорошо: идем  в ногу со временем. Но нельзя не заметить, что разговоры на эту тему являются, в основном, однобокими. Нет всестороннего критического анализа, нет анализа ближайших и отдаленных последствий.

Ведь замыкание на идее, что новая экономика – это экономика знаний, таит в себе большую опасность. Пусть для краткости в этой формуле пропущено – «новых» знаний. Но, несложно увидеть, что основная масса новых знаний – это знания формально-технологические, фактологические. Т.е. – имеющие весьма ограниченный жизненный цикл во времени. И, стало быть – ограниченную ценность для жизни человека. В то время, как есть иные, истинные знания, которые так и называют – вечными истинами. Нравственность не может не быть впереди экономики. Какие бы умные технические методы подъёма экономики нам не предлагали, если проводящие эти методы в жизнь люди занимают безнравственную позицию, например, позицию паразитизма, возможности получения дохода от ограбления ближних своих, эти методы не дадут никакого эффекта.

Возьмём простые примеры. Не смотря на очередной серьёзный экономический кризис в мире и в нашей стране и понимание многими (включая руководство страны), что его причина лежит в банковской  и кредитно-финансовой сфере. Не смотря на то, что уже и президент страны говорит, что в этой сфере необходимо все менять коренным образом – ничего существенного не предпринимается. А где научно-экономическая общественность? А где профессора-экономисты? Ведь именно они формируют общественное мнение в этой сфере, на которое опираются, в том числе, руководители государства. Глобальная компьютерная сеть сегодня доверху наполнена материалами о многовековом обмане людей кучкой банкиров, занявших главные высоты в мировой банковской сфере. О том, что банки, по сути, делают деньги из воздуха. И что это и является главной причиной кризиса. А что изменилось в наших учебных курсах? Где в экономических учебниках написано о связи инфляции с кредитным процентом? В каком экономическом учебнике написано о том, что существуют экономические модели, в которых цена товара является ошибкой управления? Почему сложнейшие социально-экономические процессы на любом реальном предприятии или в регионе отражены, в основном, бухгалтерскими моделями? Дебит-кредит – это разве главный итог деятельности людей? Почему одним из главных показателей устойчивости экономического развития называют высокие темпы роста?

Кстати о кредите и процентах. Я давал своим студентам, осваивающим учебный курс «Статистика внешнего долга» простенькую задачку. Пусть во времена рождения Иисуса его отец положил бы деньги соответствующие $1 в банк под, скажем, 4%. Какой кусочек золота он смог бы купить на свои деньги с процентами сегодня? Упростим ситуацию и не будем учитывать инфляцию и колебания цен во времени.

Задачку решали в системе MS Excel для быстроты и наглядности. Наглядность здесь имеет значение! Одно дело – прочитать результат в учебнике (хотя в учебниках почему-то таких примеров нет), другое – подсчитать самому. А  Excel удобен тем, что там есть операция – копирование формулы. Поэтому можно простую формулу нарастания общей суммы, пересчеты в золото и некую понятную всем меру записать в одну строчку. И буквально секунды требуются, чтобы ее размножить на пару тысяч строк.

Продемонстрируем решение такой задачи. У кого есть возможность – запустите на компьютере приложение MS Excel и выполните самостоятельно указанные здесь простейшие действия.
Для наших расчетов возьмем  курс золота (на октябрь 2009 г.) с популярного сайта http://dollaromania.com/gold.htm:

Для простоты примем: $33 000 за 1 кг золота. Это 3,3*107 дол. за 1 т.
Запишем в Excel в 1-й год - $1. Во 2-й год используем формулу:

Т.е., как это видно на рисунке,  содержимое ячейки B3 соответствует 104-м процентам от содержимого ячейки B2 или же просто оно должно быть умножено на 1,04.

Подготовим левую колонку нашей таблицы, характеризующей время: выделим ячейку с надписью 1 год, зажмём клавишу CTRL, хватаемся указателем мыши за правый нижний угол ячейки с маленьким чёрным квадратиком, зажимаем левую клавишу мыши  и тянем указатель вниз, пока не увидим цифру сегодняшнего года. Отпускаем клавиши.

Размножим формулу для 2-го года на ячейки столбца «Сумма накоплений» вниз листа. Для этого выделяем ячейку B2, устанавливаем указатель мыши на маленький чёрный квадратик в правом нижнем углу ячейки, зажимаем левую клавишу мыши и перемещаем указатель вниз. Мгновение – и мы уже дошли до ста лет.
Наблюдаем, что в пėрвые 100 лет доход получается действительно незначительным:

Размножаем формулу далее. Видим, что уже через 530 лет картина резко меняется, и мы можем добавить ещё одну колонку – «Соответствующий вес золота», исчисляемый в тоннах, каждая ячейка которой будет вычисляться, как содержимое соответствующей ячейки столбца B, поделённое на $3,3*107:

Попробуем продолжить наши действия:

Чтобы понять суть полученных цифр напомню, что вес планеты Земля (http://www.astro.alfaspace.net/sol_sys/5.htm) составляет примерно 6*1021 т. Т.е. на 1721 г. получаем результат, сравнимый с весом Земли. Это ли не бред?
Пройдем далее, добавив еще один столбец D – соотнесение полученного веса золота с весом Земли и дойдем до сегодняшних дней:

Т.о., к нашему времени накопленная сумма в золотом содержании вырастает уже до веса сравнимого с весом 100 000 Земных шаров!
Кривая увеличения накопленной суммы представлена на графике ниже.

Вес этого золота относительно веса нашей планеты представлен на графике ниже:

Такой результат не является ожидаемым  для многих – мы привыкли мыслить линейно. Кривая же наша – существенно нелинейная.
И это мы взяли – только 1 доллар. А разве в бизнесе за эти тысячи лет крутился только 1 доллар? Поэтому наши комментарии к этому расчёту следующие. Народы тысячи лет держат в экономической кабале. Игра с банками – это игра в одни ворота.  Система создана таковой, что долги им отдать нельзя в принципе.

Может ли быть какая-то другая более веская причина для всё большего обнищания людей большей части планеты во времени, вместо всё большего их процветания? Ведь технологии во всех сферах всё время совершенствуются, деятельность людей становится с каждым годом всё эффективнее. Представьте, насколько выросла энерговооруженность общества, насколько современная техника производительнее той, что была сотни лет назад. Сравните, например, лопату и экскаватор, лошадь и современный автомобиль и т.д. Почему же мы не живем во столько же раз обеспеченнее, хотя бы самыми необходимыми материальными благами? Почему вообще нищета может иметь место на нашей Земле, да еще в таких масштабах?

Может ли быть какая-то другая более веская причина для большинства кровавых столкновений групп людей, да и войн государств и народов, чем эта? Ведь если долги не отдают, их надо требовать силой! А когда обнищание доходит до пределов и долг нечем отдавать – мужики берутся за вилы…

Нас когда-то пугали, что информация в мире удваивается каждые 2-3 года. – Что с этим делать? Потом  каждые полтора года. Потом – каждый год. Но теперь (к сентябрю 2009 г.) уже зафиксирован период удвоения информации – 72 часа! Мы выходим на практически вертикальную кривую роста. И нас убеждают, что выход – инновационная экономика. А что под ней понимают? Все большее переориентирование экономики на зарабатывание денег за счёт новых знаний. Главная задача при этом – успеть изготовить и продать товар, услугу, пока заложенные в них знания не устарели. А зачем и кому это нужно? Почему мы должны выкидывать добротные вещи только потому, что по ТВ показывают какие-то более супер-пупер накрученные и «модные»? Кстати эта ситуация и не стимулирует производителя создавать добротные вещи – получается, что они всё равно будут скоро выкинуты. И этот процесс идёт с ускорением. Так психология «временщиков» захватывает всё большие сферы экономической деятельности.

Мало того, во всех экономических учебниках, в долгосрочных планах позитивного экономического развития прописано стремление к устойчивым высоким темпам экономического роста. Но ведь устойчивые, да ещё и высокие темпы роста – это та же существенно нелинейная кривая, какую мы только что описали. И они, разумеется, не могут не привести к существенно неустойчивой жизни людей и кризисным процессам в обществе. Взгляните на схематичные иллюстрации ниже. Здесь отрезок чёрной линии характеризует изменение обобщенного показателя количественных результатов экономической деятельности.

 Первая иллюстрирует устойчивую экономику, имеющую стабильные результаты в обеспечении людей основными средствами жизнедеятельности. Вторая иллюстрирует экономику, озабоченную ростом потребления, выводит на размышления об опасности экономического курса. Третья, характеризуемая высокими темпами роста, – символизирует, так называемую, инновационную экономику, в которую нас тянут.

И в последнее время нас интенсивно пытаются убедить, что положение на этой почти вертикальной прямой роста является наиболее устойчивым. Образно говоря, бег за уносящимся с ускорением поездом предлагают считать выходом из сложившейся тяжёлой социально-экономической ситуации. Так может думать только сумасшедший! Или экономист…

Но на самом-то деле выход есть. И он – в построении нравственной экономики. Т.е. экономику нужно строить не на песке постоянно исчезающей ценности все более новых фактологических и технологических знаний, а на фундаменте вечной и непреходящей ценности мудрости народов, которая учит жить в ладу с природой, биосферой. Мудрости, которая не в потребительской гонке видит цели экономики, а в гармонизации потребностей людей и среды обитания. Мудрости, которая способна различить демографически обусловленный и деградационно-паразитический спектры потребностей. А значит и созидающую экономическую сферу, отвечающую, прежде всего, демографически обусловленному спектру, способствующему здоровому воспроизводству поколений людей, а не разрушающему их личности и основные условия их нормального существования. Выход в  том, что изначально уже в образовательных процессах должно быть приоритетное формирование знаний в сфере духовно-нравственной, методологической, а не технико-технологической, фактологической.

Другим характерным примером является то, что в последнее время часто стали говорить, в том числе, и с высоких трибун, о том, что знание – это товар. Разговоры об инновационной экономике еще более обостряют эту идею. Но внедрение в сознание людей этой мысли имеет существенные отрицательные последствия. Можно назвать два основных из них.

Первое, носители знаний все в меньшей степени настроены делиться информацией. Но это – губительно для любых просветительских проектов. Это – тормоз для развития науки в целом, для системы образования, в частности. Образовательная и научная деятельность не могут не быть просветительскими в своей значительной части. Иначе система науки и образования разрушаются и вырождаются. И в нашем народе всегда считалось, что Учитель это – миссия на земле. Она не может быть сведена к торгово-рыночной модели.

Второе, а если знание-товар, то при наличии денег, вроде бы, каждый может заплатить, забрать его и уйти. Но со знаниями так не получается. Сама природа знаний предполагает уСВОЕНИЕ информации, т.е. её нужно сделать СВОЕЙ: пропустить через собственную практику, а часто – через душу и сердце. Но, как говорится, «не продается вдохновение, но можно рукопись продать». И все больше появляется студентов, которые считают, что за деньги они могут купить какие-то информационные блоки, которые должны были создавать самостоятельно и предъявить их преподавателю как свой результат. А иногда это доходит до совсем уже уродливых форм – получения отметок в зачетках в обмен на деньги.

Если не понижать планку и говорить о Знании с большой буквы, то Знания – это не просто информация, а информация, уложенная опытом, с помощью интеллекта и интуиции в жизненный путь человека. И эта информация может превратиться в процессе жизни, творческими усилиями самого постигающего её, – в Мудрость. А может – и нет! И это зависит только от каждого из участников информационных и образовательных процессов.

По сути, Знания, – это Божественная помощь человеку для того, чтобы он стал Человеком, а не оставался стоять на четвереньках, отказываясь от неё. Именно поэтому Знания не могут быть товаром в нормальном обществе.

Поэтому технико-технологическая сфера знаний не может быть главной в современных образовательных процессах, не может перекрывать заслонять собою нравственно-духовную сферу. А если соотношение правильное, тогда станет понятной мысль о том, что образование есть то, что остаётся, когда все выученное забыто. Т.е. главное в образовании – это личностное развитие каждого студента, а не заучивание им полученных кем-то и когда-то истин или способов и методов работы на конкретном рабочем месте.

Заканчивая, хочу подчеркнуть, что речь в данной статье идёт о том, что новые знания нужны. Их генерация - важнейшая проблема для наших дней, но необходимо менять приоритеты. Понимание экономики будущего не должно низводиться до всеобщего стремления к использованию преимущественно новых способов, методов, средств, орудий или предметов труда, к прагматичному применению новых технических знаний. Нужен целостный подход и поиск гармоничного сочетания нового и старого, проверенного, испытанного годами и поколениями людей. Не надо забывать о последствиях применения нового, которые могут проявиться в отдалённой перспективе.
Новые знания в первую очередь должны опираться на нравственность, которая наиболее близка к Праведности. Безнравственность, безмерность в науке (в знании) неизбежно приведут к тупику, к деградации, как одного человека, так и всего общества в целом. Именно это мы наблюдаем сегодня. КОБа – это наука, целостное знание, которое способно решить все существующие проблемы в жизни нынешнего общества, в том числе и проблему безнравственности в знании.

Соловьев Б.А.,
к.т.н.,
зав. кафедрой естественнонаучных и математических дисциплин,
соратник КПЕ

Информационные источники:
1.      http://pedsovet.org/forum/topic4257.html  – Дискуссия на тему «Знания-товар» на Всероссийском Интернет-педсовете.
2.      http://kpetver.ru/content/view/72/34/ - Соловьев Б.А. О новой экономике. Статья.
3.      http://mera.com.ru/2005/10/18/satan_dollar/ - Соловьев Б.А. Доллар – сатанинский билет?! Статья.


Поиск по сайту